Новой редакцией Закона «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что вместо районных, межрайонных, районных в городах, городских судов будут созданы местные окружные суды. Однако в какой форме это будет сделано, в документе не прописано. И если изначально ходили слухи о простом переименовании, то теперь известно, что окружные суды объединят по несколько районов с одним центральным судом.
Недавно Высший совет правосудия поддержал ликвидацию ряда райсудов Черновцов и Черкасской области и создание вместо них Черновицкого и Черкасского окружных судов в связи с просьбой Администрации Президента сообщить позицию относительно проекта Указа. Такие действия предпринимаются ввиду грядущей повсеместной оптимизации судов. Т.е. укрупнение, а проще говоря, объединение судов ждет все регионы Украины.
Отдельная проблема — суды в зоне АТО. «С проектом новой карты судов Украины наш суд ознакомлен не был. Считаю, что суды в Донецкой области оптимизации не подлежат, так как в настоящее время в связи с проведением АТО доступ к суду граждан, которые проживают на временно оккупированной территории, и так затруднен», — считает и.о. председателя Новогродовского городского суда Донецкой области Марина Гридяева.
По состоянию на 25.10.2017 г. от ГСА поступили предложения по оптимизации 32 судов из 32, т.е. всех местных судов Луганщины. Что касается Донецкой области, там, по словам зампредседателя Апелляционного суда Донецкой области Андрея Гапонова, оптимизации подлежат 55 местных судов, из которых 23 работают на подконтрольной Украине территории и 22 — на оккупированной.
«Главной проблемой новой реформы является, прежде всего, ограничение права граждан на доступ к правосудию. Несмотря на то, что рабочие места судей останутся на прежних местах, дела, которые ранее относились к их юрисдикции, теперь могут быть распределены судьям из других населенных пунктов, и гражданам придется отправляться в учреждения, которые находятся в нескольких десятках километров от их места жительства. Второй проблемой являются трудности, которые могут возникнуть при автоматизированном распределении дел между судьями. Если раньше судьи в тройках рассматривали дела по месту нахождения своего суда, то теперь есть вероятность, что по одному делу могут быть назначены судьи из разных судов, и кому-то из них придется отправляться в другой населенный пункт, что достаточно сильно усложнит их работу. Третьей и не менее важной проблемой является функционирование единой автоматизированной системы документооборота: каким образом она будет работать в судах, которые находятся в разных населенных пунктах?» — отмечает А. Гапонов.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей Гапонов, заместитель председателя Апелляционного суда Донецкой области
– Председатель Апелляционного суда Донецкой области Александр Лисовый 17–18 октября участвовал в мероприятии, посвященному вопросу оптимизации системы судоустройства Украины, на котором присутствующим была продемонстрирована интерактивная карта украинских судов с целью иллюстрации масштабов ожидаемого реформирования. На сегодня в Донецкой области подлежат оптимизации 55 местных судов, из которых 23 работают на подконтрольной Украине территории и 22 — на оккупированной.
Территориальное управление Государственной судебной администрации в Донецкой области согласовывало с Апелляционным судом Донецкой области и Донецким апелляционным административным судом предложение по оптимизации местных общих судов и создании окружных судов Донецкой области, которое поступило в ТУ ГСА Украины в Донецкой области от ГСА Украины. Было предложено, в частности, следующее:
Главной проблемой новой реформы является, прежде всего, ограничение права граждан на доступ к правосудию. Несмотря на то, что рабочие места судей останутся на прежних местах, дела, которые ранее относились к их юрисдикции, теперь могут быть распределены судьям из других населенных пунктов, и гражданам придется отправляться в учреждения, которые находятся в нескольких десятках километров от их места жительства.
Второй проблемой являются трудности, которые могут возникнуть при автоматизированном распределении дел между судьями. Если раньше судьи в тройках рассматривали дела по месту нахождения своего суда, то теперь есть вероятность, что по одному делу могут быть назначены судьи из разных судов, и кому-то из них придется отправляться в другой населенный пункт, что достаточно сильно усложнит их работу.
Третьей и не менее важной проблемой является функционирование единой автоматизированной системы документооборота — каким образом она будет работать в судах, которые находятся в разных населенных пунктах?
И четвертой проблемой является финансовая составляющая реформы. На первом этапе оптимизации судов значительно возрастут бюджетные расходы, поскольку возникает необходимость полного обеспечения судов системами видеоконференцсвязи, внедрения электронного правосудия и других нововведений, что требует немалых затрат.