6 октября Венецианская комиссия представила свой вывод по законопроекту об антикоррупционных судах в Украине.
В частности, она отметила, что членами конкурсной комиссии по отбору в антикоррупционный суд не должны быть люди, которые назначаются Президентом, Верховной Радой и министром юстиции.
Так, Венецианская комиссия приглашает Президента Украины незамедлительно представить свой собственный проект закона о судах по борьбе с коррупцией, который должен основываться на рекомендациях Венецианской комиссии. Нынешний законопроект (законопроект № 6011 авторства Егора Соболева, Оксаны Сыроид, Мустафы Найема и др.), таким образом, должен быть отозван.
Венецианская комиссия подчеркивает, что коррупция является одной из главных проблем Украины, часть самой судебной системы на протяжении многих лет считалась слабой, политизированной и коррумпированной, а продолжающаяся реформа, которая является многообещающей и будет решительно поддержана, займет несколько лет. Единственный путь вперед в борьбе с коррупцией на высоком уровне в Украине - это быстрое создание специализированного антикоррупционного суда, как это предусмотрено в Законе о судоустройстве, судьи которого избраны по прозрачной процедуре с международным участием, заявила Венецианская комиссия.
Она отметила, что такой суд имеет четкие характеристики специализированного суда, а не специального или чрезвычайного суда и, таким образом, не ставит под угрозу единство судебной власти. Однако отклонения от общих правил должны быть ограничены тем, что необходимо, чтобы суды по борьбе с коррупцией эффективно работали, и необходимо проявлять осторожность, чтобы избежать возможного впечатления, что судьи по борьбе с коррупцией имеют разные или привилегированные классы.
Уровень вознаграждения судей антикоррупционного суда должен быть пересмотрен; это должно быть соизмеримо с их положением, но не должно слишком сильно отличаться от вознаграждения универсальных судей.
Необходимо сохранить ключевые компоненты нынешнего проекта, а именно создать независимый суд и апелляционную инстанцию, судьи которой имеют безупречную репутацию, адекватно защищены и избираются на конкурсной основе прозрачным образом. Временно международным организациям и донорам, активно участвующим в поддержке антикоррупционных программ в Украине, должна быть предоставлена решающая роль в органе, компетентном выбирать специализированных судей по борьбе с коррупцией, аналогично той роли, которая предусмотрена для них в законопроекте № 6011.
Тот факт, что согласно проекту члены органа, отвечающего за выбор судей суда, назначаются политическими деятелями и учреждениями (президент и Верховная Рада - и министр юстиции) вызывают беспокойство, отмечает ВК.
«Необходимо ввести дополнительные гарантии для обеспечения того, чтобы процедура назначения судей не зависела от исполнительной и законодательной власти. Это может быть достигнуто, например, путем предоставления неполитическому агентству, такому как Высшая квалификационная комиссия судей, право выдвигать членов в этот орган - при условии роли международных доноров, о чем говорится в заключении», - подчеркивает ВК.
Венецианская комиссия также рассмотрела альтернативный законопроект о введении обязательной специализации судей для рассмотрения коррупционных правонарушений (проект закона №6529). Она подчеркнула, что проект отклоняется от действующего законодательства и международных обязательств Украины по созданию специализированного антикоррупционного суда. Комиссия не видит, как назначение специализированных судей во всех судах Украины может быть оправдано и осуществляться на практике.
Представляется сомнительным, станет ли передача всех видов связанных с коррупцией правонарушений специализированным судьям эффективным инструментом для усиления борьбы с коррупцией высокого уровня в частности. Сфера компетенции специализированных судей в соответствии с рассматриваемым законопроектом неясна, и отсутствие каких-либо конкретных гарантий в процедуре отбора и каких-либо конкретных мер по защите независимости и безопасности судей является крайне неудовлетворительным, говорит Комиссия.