В рамках конкурса в Верховный Суд Общественный совет добропорядочности (ОСД) превышает свои полномочия и требует от Президента Украины не назначать недобропорядочных кандидатов в Верховный Суд. Вследствии реформы все политические институты потеряли возможность влиять на назначение или увольнение судей. Отныне функция увольнять/назначать судей относится исключительно к полномочиям Высшего совета правосудия.
Такое заявление опубликовано на сайте Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС).
«Президент может только подписать Указ о назначении судей на должности — он не может вернуть его или не подписать. Не нужно призывать Президента к неправомерным действиям», — отметили в ВККС.
Если члены ОСД считают, что не справились с задачей, возложенной на них во время конкурса, они имеют право выйти из состава совета и дать возможность работать другим экспертам.
Такие заявления означают, что эксперимент с наделением общественного органа функциями влияния на результаты конкурса, возможно, является неудачным. Недаром ни в одной стране Европы нет общественного органа, который бы влиял в административно-властной процедуре на результат оценки судей. В Европе понимают — не стоит путать пиар с уважением к суду. Начиная судебную реформу, строя суд с чистого листа, нельзя злоупотреблять полномочиями и портить репутацию будущих судей. Такая ситуация может привести к тому, что в будущем ОСД начнет контролировать, какие именно решения выносят судьи Верховного Суда», — сообщили в ВККС.
Как подчеркнули в Комиссии, Общественный совет добропорядочности является органом, который должен помогать анализировать профиль кандидата. Он не может принимать решения как последняя инстанция и решать, кто добропорядочный, а кто нет. ОСД — лишь один из инструментов конкурса.
ВККС по результатам публичного конкурса выбрала 120 победителей, Высший совет правосудия — рекомендовал 111 из них.
В то же время ОСД выдвигает ультиматум — согласиться со всеми выводами и «убрать» тех кандидатов, которые не нравятся членам Общественного совета.
«Члены ОСД ведут себя так, как будто конкурс полностью зависит только от их мнения, зато другие факторы — экзамен, тесты, интервью, экспертная оценка компетентности не имеют значения», — отметили в ВККС.
Напоминаем, что ОСД подготовил 146 выводов относительно кандидатов в Верховный Суд.
Лишь 30 кандидатов с такими выводами стали победителями конкурса, предварительно опровергнув их аргументацию и продемонстрировав несостоятельность выдвинутых им обвинений.
Эксперты Совета Европы, Европейского Союза подготовили несколько критических отчетов по качеству работы ОСД, а представители ОСД полностью игнорируют их.
Согласно отчету, подготовленному совместно с Советом Европы ведущими украинскими юристами, в 17 случаях ОСД использовал ненадежные источники информации.
Минимум в 21 случае ОСД прибег к переоценке судебных решений кандидатов, что не входит в полномочия ОСД. В 20 случаях применялась иррелевантная информация, а в 17 — информация, которая не является объектом проверки. Также зафиксировано четыре случая неодинакового подхода к оценке конкретных фактов и обстоятельств.
В отчете экспертов Совета Европы по Регламенту ОСД отмечено:
ВККС подчеркивает, Комиссия действовала исключительно в соответствии с методологией, утвержденной до начала конкурса, и обнародовала соответствующие окончательные решения.
«Обращаем внимание, что Совет Европы и международные наблюдатели высоко оценили качество проведения Комиссией первого конкурса в Верховный Суд», — резюмировали в ВККС.