Из серии публикаций по случаю годовщины АСХСУ
Подразделение АСХСУ в Киевской области
КЮН, Судья Киевского апелляционного хозяйственного суда
Дидиченко Марина Анатольевна
В последние годы Украина стремительно развивается как независимое, демократическое государство и держит стратегический курс на европейскую интеграцию, что требует создания условий и реального обеспечения, гарантированных на конституционном уровне, основных прав и свобод человека и гражданина.
Одновременно профессиональным судьям принадлежат все права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Украины, но гарантирование надлежащего уровня социального обеспечения судей всегда было и остается острой проблемой и предметом для обсуждений и споров, поскольку не все осознают, что социальное обеспечение носителей судебной власти является основой независимости судей. Дополнительные социальные гарантии судей не являются личной привилегией, а устанавливаются в связи с возложением государством на судей реализации специфической и особенно важной функции — осуществления правосудия.
Дополнительные гарантии и компенсации являются лишь правовыми средствами обеспечения достижения судьей тех целей, которые ставит перед ним общество, вверяя эту ответственную должность. Принятие Верховной Радой Украины в 2010 г. Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» должно было стать одним из важнейших этапов реформирования судебной системы Украины и шагом к приведению ее в соответствие с европейскими стандартами. В частности, ожидалось, что уровень материального и социального обеспечения должен был значительно возрасти. Вместо этого, соответствующие законодательные нововведения, к сожалению, привели к частичному уменьшению как размера, так и объема социальных гарантий судей, а именно: был уменьшен размер выходного пособия судьи в связи с отставкой; предусмотрено положение по обеспечению судей только служебным жильем, изменен порядок социального страхования судей и отменен ряд других материальных и социальных гарантий.
Однако такая ситуация недопустима даже в условиях экономического кризиса в государстве, ведь надлежащее функционирование судов в целом, и обеспечение принципа независимости судей в частности, находится в прямой зависимости от уровня их финансового и ресурсного обеспечения. Отдельно хочу указать на то, что проблема недофинансирования судебной системы наблюдалась и в некоторых европейских государствах, где размер заработной платы судей был заморожен на протяжении многих лет, а в последние даже снизился.
Такие тенденции вызвали немало дискуссий о необходимости создания механизмов обеспечения бюджетной автономии судебных органов. В частности, этому вопросу особое внимание уделил Консультативный совет европейских судей (вывод от 16 октября 2015, №18), который акцентировал внимание на том, что недофинансирование судебной системы подрывает основы демократического общества, основанного на принципах верховенства права. Именно с целью преодоления определенных негативных тенденций и утверждения фундаментальных принципов разделения власти и верховенства права Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 12 февраля 2015 №192-УІІІ «Об обеспечении права на справедливый суд», в котором в новой редакции изложены все положения Закона Украины от 7 июля 2010 года №2453-VI «О судоустройстве и статусе судей» и частично пересмотрена система социальной защиты судей в сторону более полного обеспечения их социально-трудовых прав.
Также 2 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла за основу и в целом новый Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016г., №1402-VIII, концептуальные основы которого направлены на имплементацию обновленных конституционных принципов осуществления правосудия и обеспечения права на справедливый суд. К основным нововведениям, предусмотренным данным Законом, в контексте социального обеспечения судей является существенное увеличение размера судейского вознаграждения, которое, кроме должностного оклада, предусматривает целый ряд доплат; изменение порядка назначения на должность судьи и отмены пятилетнего срока назначения судей, что существенно уменьшит возможности для политического давления на судей и повысит гарантии их независимости. Такие изменения в целом соответствуют общеевропейским принципам функционирования судебной власти.
В частности, в данном контексте следует учесть положения Великой хартии судей (Основополагающие принципы) от 17 ноября 2010 г.: они независимость и беспристрастность судей определяют как обязательные предпосылки осуществления правосудия, которые должны обеспечиваться законодательно, функционально и финансово. Надеюсь, что именно на обеспечение этих основополагающих принципов направлен и процесс избрания нового состава Верховного Суда Украины, который должен стать образцом справедливости и беспристрастности, и материальное и социальное обеспечение судей которого должно быть на высшем уровне.
В целом следует отметить, что в настоящее время вопрос социальной защиты судей еще остается достаточно острым, что, соответственно, создает риск негативного влияния на соблюдение важнейшего принципа — принципа независимости судебной власти. Одним из примеров данной проблемы можно назвать тот факт, что судьи, которые пока еще не прошли первичное квалификационное тестирование по независящим от них обстоятельствам, получают меньшее судейское вознаграждение, по сравнению с вознаграждением коллег, которые прошли соответствующие процедуры, что является прямым нарушением прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Украины.
Именно учитывая такой неоднозначный подход, Верховный Суд Украины обратился в Конституционный Суд Украины с представлением, в котором оспаривает ряд переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей», в частности, в части повышения вознаграждения тем судьям, которые прошли квалификационное оценивание.
Надеюсь, что дальнейшие законодательные изменения будут способствовать обеспечению единства судебной власти, повышению статуса судей в Украине, а также обеспечат укрепление их независимости, рост правового иммунитета судей от неправомерного влияния.
Подводя итог, хочу еще раз отметить, что социальное обеспечение судей занимает важное место в системе гарантий независимости носителей судебной власти и является (специальным) социальным обеспечением. Его значение сложно переоценить, поскольку оно является залогом эффективного высокопрофессионального правосудия в Украине, которое невозможно без добросовестной, самоотверженной работы судей и ответственного отношения к выполнению возложенных государством на судей обязанностей. Гарантирование социального обеспечения судей на высоком уровне, наряду с материальным, не позволит оказывать давление и влияние на судей, вмешиваться в их деятельность со стороны государственных органов, отдельных должностных лиц, политических партий и других образований. Поддержание социального обеспечения носителей судебной власти на уровне в соответствии с установленными международными стандартами, будет способствовать решению проблемы коррупции в судебных органах, постепенно приведёт к повышению авторитета судебной власти, восстановлению доверия общества к суду.