Осуществляя свою деятельность, частный исполнитель самостоятельно назначает сумму оплаты своих услуг. При этом есть обязательные платежи.
В государствах, в которых действует система частных исполнителей, эти платежи возлагаются в основном на должника. В странах с государственной системой исполнения решений такие расходы возлагаются на налогоплательщиков. При этом расходы не становятся меньше — их просто не видно.
Об этом рассказал представитель Королевской профессиональной организации судебных исполнителей Оскар Янс во время конференции «Становление и функционирование системы частного исполнения судебных решений: европейский опыт и тенденции».
Кроме обязательных платежей, которые должен сделать должник, немалая доля расходов припадает и на кредитора. Собственно, кредитор оплачивает работу частного пристава, а также несет другие траты. Поэтому, как правило, прежде чем начать процедуру взыскания, голландские кредиторы просят приставов оценить перспективу и доходность производства. По итогам оценки часто оказывается, что начинать процедуру для кредитора будет невыгодно.
Если же процедура будет начата, то кредитор должен понимать, что каждое действие исполнителя будет иметь свою цену. Цену устанавливают приставы. При этом такая цена должна быть конкурентной.
Снизить цену можно, например, за счет ее составляющих. Так, значительную часть цены составляют расходы на поездки. Если у пристава большой портфель дел, то он может распланировать свое время таким образом, чтобы за одну поездку охватить сразу несколько клиентов — так ему удастся сэкономить.
Как уверен Оскар Янс, это же может касаться и государственного исполнителя. Государственный исполнитель также должен учитывать законы предпринимательства и работать на получение дохода.
Конференция организована Министерством юстиции Украины совместно с Координатором проектов ОБСЕ в Украине, Проектом ЕС «Поддержка реформ в сфере правосудия в Украине», Центром коммерческого права, Европейским банком реконструкции развития, Международной организацией праворазвития.