Предлагается различать административную и уголовную ответственность за невыполнение законных требований ВСП, его органа или члена.
Так, 30 июня 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №6661 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях (относительно разграничения административной и уголовной ответственности за невыполнение законных требований Высшего совета правосудия, его органа или члена)».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Владимир Мисик.
Как говорится в пояснительной записке, в результате принятия Верховной Радой Украины 21 декабря 2016 года Закона Украины «О Высшем совете правосудия» были внесены изменения в ст. 188-32 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП), согласно которым предусмотрена административная ответственность (штраф от 850 грн до 1700 грн) за «невыполнение законных требований Высшего совета правосудия, его органа или члена Высшего совета правосудия в отношении предоставления информации, судебного дела (его копии), рассмотрение которого закончено, предоставление заведомо недостоверной информации, а также несоблюдение установленных законом сроков предоставления информации, судебного дела (его копии), рассмотрение которого закончено, Высшему совету правосудия, его органа или члену Высшего совета правосудия».
Напомним, за совершение тех же действий, совершенных повторно в течение года после наложения административного взыскания, штраф накладывается от 150 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 2550 грн до 4250 грн).
«Одновременно Уголовный кодекс Украины был дополнен новой ст. 351-2, которой введена уголовная ответственность за препятствование деятельности Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Так, предусматривается уголовная ответственность за «невыполнение законных требований Высшего совета правосудия, ее органа или члена Высшего совета правосудия ... создание искусственных препятствий в их работе»», — отмечает автор законопроекта.
Так, уголовная ответственность предусматривала арест на срок до шести месяцев или ограничение свободы на срок до трех лет. Также статья предусматривала штраф от 1700 грн до 17 тыс. грн.
Из анализа вышеприведенных положений ст. 188-32 КУоАП и ст. 351-2 УК Украины усматривается, что за одно и то же деяние, а именно «невыполнение законных требований Высшего совета правосудия, ее органа или члена», действующим законодательством предусмотрена одновременно как уголовная, так и административная ответственность, что нарушает принцип обеспечения правовой определенности нормативных актов.
Нардеп считает, что необходимо внести изменения в УК Украины и КУоАП с тем, чтобы четко разграничить административную и уголовную ответственность за невыполнение законных требований Высшего совета правосудия, ее органа или члена.
Так, ст. 351-2 УК Украины предлагается дополнить следующей строкой: «Предоставление заведомо ложной информации» с одновременным исключением данных положений из ст. 188-32 КУоАП.
Кроме этого, проектом закона предлагается конкретизировать название ст. 351-2 УК Украины, т.к. сейчас ее действующее название является узкой за содержание.
Принятие проекта закона обеспечит разграничение уголовной и административной ответственности за невыполнение законных требований Высшего совета правосудия, ее органа или члена, и позволит избежать проблемы правоприменения данных норм на практике.