Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
3 апреля 2017 года Государственная судебная администрация Украины ввела в эксплуатацию подсистему «Электронный суд» в семи пилотных судах:
Предполагается, что обмен электронными документами между судом и участниками судебного процесса будет обеспечиваться средствами подсистемы «Электронный суд» и осуществляться по делам гражданского, административного, хозяйственного процесса и делам об административных правонарушениях.
Электронные документы могут быть поданы юридическим лицом, представителем юридического лица, физическим лицом и физическим лицом-предпринимателем в суд только после регистрации в подсистеме «Электронный суд», размещенной на веб-портале «Судебная власть Украины».
Порядок обмена электронными документами между судами и участниками судебного процесса утвержден приказами Государственной судебной администрации Украины от 23 марта 2017 года №367 и от 31 марта 2017 года №444.
Виртуальная экскурсия
Как было указано выше, Киевский апелляционный административный суд стал одним из семи пилотных судов и единственным в Киевском регионе, в котором заработала подсистема «Электронный суд».
«Судебно-юридическая газета» посетила КААС, чтобы своими глазами увидеть, как работает данный пилотный проект.
Виртуальную экскурсию по подсистеме «Электронный суд» проводила руководитель аппарата суда Ирина Герасименко.
Регистрация в системе предусматривает:
Отметим, что для того, чтобы зарегистрироваться, необходимо перейти по адресу: e.court.gov.ua.
После проведения всех регистрационных действий предоставляется возможность попасть в электронный кабинет.
Отметим, что участники судебного процесса после регистрации в электронном кабинете подсистемы «Электронный суд» могут подавать в суд в электронной форме все процессуальные документы, предусмотренные действующим процессуальным законодательством Украины.
В зависимости от того, какой документ хочет подать человек и кем он является в судебном процессе (инициатором или участником), определяется последующий алгоритм действий.
Кроме всего прочего, в личном кабинете есть строфа «шаблоны заявлений/жалоб», где можно выбрать шаблон необходимого документа, а также «календарь заседаний», в котором отмечаются даты назначенного судебного заседания.
Система пошагово определяет, что необходимо сделать человеку, чтобы подать тот или иной документ.
Для этого сначала необходимо выбрать суд, к которому нужно обратиться. Отметим, что в перечне на данный момент — только пилотные семь судов и, следовательно, выбирать можно исключительно из них.
Далее необходимо выбрать тип документа, который подается, участника процесса и пр.
Важно учесть, что только при заполнении определенной категории система будет давать возможность перейти к следующему шагу.
Также система предоставляет возможность оплатить судебный сбор. Подав определенное заявление, подсистема автоматически присоединяет все приложения к данному заявлению.
Как отметила Ирина Герасименко, после того, как человек нажимает кнопку «отправить», все документы в комплексе попадают не на электронную почту суда, а сразу в автоматизированную систему документооборота. Далее работник определенного структурного подразделения суда обрабатывает эти документы.
Безусловно, «Электронный суд» во многом упрощает подачу документов, а также исключает бумажную волокиту. Однако, на данный момент проект является пилотным и работает, по сути, в режиме пробации. Следовательно, подача электронных документов обязательно предусматривает подачу соответствующих процессуальных документов в письменной форме.
Будем надеяться, что это вопрос времени, и в ближайшем будущем «Электронный суд» заработает во всех судах, как это и предусматривается в проектах процессуальных кодексов.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.