Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
В начале марта с. г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения», который предусматривает изменения в отношении так называемых специальных пенсий. Одним из требований этого закона является то, что в случае непринятия до 1 июня 2015 г. закона о назначении всех пенсий, в т. ч. специальных, на общих основаниях с этого дня отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание назначаются в соответствии с отдельными законами Украины. Так как новый закон Верховная Рада до указанной даты не приняла, с 1 июня Пенсионный фонд Украины прекратил назначение специальных пенсий.
Станет ли это шагом в борьбе за справедливость и равенство прав всех людей или, наоборот, ущемит права простых украинцев, заслуживших выплаты благодаря определенному стажу и вредным профессиям, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Что было…
В системе пенсионного обеспечения Украины, кроме страховых пенсий, существовал еще один вид пенсионных выплат для отдельных категорий граждан. Их принято было называть специальными пенсиями, поскольку право на них, а также порядок их назначения и выплаты до 1 июня с. г. определялись специальным законодательством. Специальному правовому регулированию подлежало и пенсионное обеспечение лиц, пострадавших в результате техногенных и экологических катастроф. Наличие этого вида пенсий в любой стране мира свидетельствует об отношении государства к определенным видам деятельности, а также о дополнительной социальной поддержке лиц, которые выполняют социально значимые функции. Видимо, Украина свое отношение пересмотрела.
Характерным признаком специальных пенсий являлось то, что они выплачивались из разных источников – бюджетных, Пенсионного фонда и др. Например, военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторым другим лицам пенсии выплачивались как непосредственно из государственного бюджета, так и за счет средств, которые бюджет направлял на содержание соответствующих государственных органов. В других случаях применялся смешанный порядок финансирования выплаты спецпенсий. В частности, основная часть пенсии в размере, определенном законодательством о страховых пенсиях, выплачивалась за счет средств Пенсионного фонда Украины, а остальное – из средств госбюджета.
Еще одним признаком специальных пенсий было то, что кроме общих оснований, право на них возникало при наличии специального стажа работы на определенных должностях. Преимущественно в стаж, дающий право на такую пенсию, зачислялось выполнение обязанностей государственной службы, а также некоторые другие виды деятельности.
Порядок исчисления специального стажа и виды деятельности, которые в него засчитывались, определялись отдельными законами. В некоторых случаях было предусмотрено взаимное зачисление периодов различных видов деятельности, которые давали право на получение специальной пенсии. В стаж государственной службы, например, засчитывалась военная служба, а также служба в органах местного самоуправления и некоторые другие виды деятельности. Кроме того, назначение специальной пенсии могло быть связано с фактом причинения вреда здоровью человека в результате экологической катастрофы или с наличием особых заслуг перед Украиной.
Как правило, специальные пенсии были выше обычных, поэтому нередко их называли привилегированными или льготными.
На данный момент условия назначения специальных пенсий, мягко говоря, изменились. А если быть более точным, то с 1 июня 2015 г. их выплата (кроме категории военнослужащих и научных работников) вообще прекратилась.
…что стало
2 марта 2015 г. Верховной Радой был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». В п. 5 заключительных положений этого закона установлено следующее: «В случае непринятия до 1 июня 2015 г. закона о назначении всех пенсий, в т. ч. специальных, на общих основаниях с 1 июня 2015 г. отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание назначаются в соответствии с законами Украины «О государственной службе», «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей», «О статусе народного депутата Украины», «О Кабинете Министров Украины», «О судебной экспертизе», «О Национальном банке Украины», «О службе в органах местного самоуправления», «О дипломатической службе», Налоговым и Таможенным кодексами Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины».
2 июня 2015 г. ВР не стала выносить на рассмотрение 2 законопроекта (№2852 и №2852-1), которыми предусматривалось перенесение даты введения единых принципов начисления пенсий с 1 июня на 1 июля 2015 г. Заместитель председателя ВР Оксана Сыроид отметила: «Ввиду того, что в силу вступил проголосованный в марте закон, согласно которому специальные пенсии уже отменены, с 1 июня оба законопроекта утратили свою актуальность, и в соответствии с предложениями обоих субъектов законодательные инициативы считаются отозванными».
Предложения об отсрочке отмены спецпенсий набрали 52 и 60 голосов и таким образом были окончательно провалены. В силу этого с 1 июня с. г. отменены все нормы, касающиеся пенсионного обеспечения лиц, которым пенсии (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначались в соответствии с отдельными законами Украины.
Суть вопроса
Прежде всего, необходимо отметить, что существующая сейчас система т. н. специальных пенсий не является наследием советских времен. В 1970 г. средняя пенсия по возрасту пенсионеров-колхозников была в 4 раза меньше, чем у бывших рабочих и служащих. Во второй половине 1980-х благодаря началу процессов перестройки и демократизации разрыв в размерах пенсий в зависимости от принадлежности к определенному социальному классу существенно сократился. В 1990 г. был принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан СССР», устанавливавший единые условия и нормы для всех категорий населения. Выходит, накануне обретения Украиной независимости все граждане имели универсальные и равные пенсионные права.
Закон Украины «О пенсионном обеспечении», принятый 5 ноября 1991 г., отчасти воссоздавал нормы упомянутого закона СССР. Впрочем, в первые годы независимости были приняты законы, устанавливавшие более выгодные условия пенсионного обеспечения для представителей отдельных профессий и должностей – народных депутатов и их помощников, госслужащих и должностных лиц органов местного самоуправления, научных сотрудников, судей, прокуроров и т. п. Особый порядок расчета и перерасчета пенсий по «специальным» законам обуславливает значительно более высокий их размер и темпы роста по сравнению с пенсиями, назначенными на общих основаниях.
Введение специальных пенсионных программ в Украине проходило по схеме, которую можно назвать смешанной. Государство как работодатель и сами государственные служащие и приравненные к ним категории продолжали платить взносы в общую солидарную систему, а выплата пенсий финансировалась из двух источников: собственных средств солидарной системы и госбюджета. С 2004 г. был введен четкий принцип разграничения источников финансирования спецпенсий: часть, начисляемая согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», выплачивалась за счет средств Пенсионного фонда Украины, а часть, превышающая указанный размер, финансировалась за счет госбюджета. В целом можно сказать, что спецпенсионеры были полноправными участниками солидарной системы, но к ним также применялись все общие принципы начисления пенсий.
Принятый в 2010 г. Закон «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» унаследовал и даже несколько увеличил эту разницу: для госслужащих и приравненных к ним категорий ставка единого взноса составляла 6,1%, а для остальных наемных работников – 2,6%.
Законом «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», вступившим в силу 1.04.2014, гарантированный коэффициент замещения по спецпенсиям был уменьшен до 70% заработка спецпенсионеров, а Законом «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины», принятым одновременно с госбюджетом на 2015 г. – до 60%. Такие меры не применялись к ранее назначенным пенсиям, поэтому сокращение разрыва в размерах специальных и обычных пенсий наблюдалось преимущественно среди новых пенсионеров, да и то не по всем категориям. Повлияло на изменение пропорций и фактическое замораживание зарплат госслужащих и служащих местного самоуправления.
Не секрет, что среди широких слоев населения сформировалось мнение, что финансирование спецпенсий вытягивает средства из карманов обычных граждан, поэтому их отмена поможет сделать Пенсионный фонд бездефицитным и существенно увеличить пенсии остальных пенсионеров. По данным Пенсионного фонда, на выплату спецпенсий в 2014 г. было направлено 3,5 млрд грн. Размер спецпенсий судей и нардепов (получали 2,5 тыс. пенсионеров) в среднем составлял 15 тыс. грн в месяц, прокуроров (5,5 тыс. пенсионеров) – 7 тыс. грн, госслужащих (240 тыс. пенсионеров) – 3,3 тыс. грн. А средняя пенсия простого пенсионера составляла лишь около 1427 грн в месяц. Однако после отмены специальных пенсий значительного пополнения бюджета Пенсионного фонда, по словам экспертов, ожидать не стоит.
Борьба структур
Вопрос о внедрении единых принципов начисления пенсий был затронут в правительственных законопроектах, зарегистрированных 30.04.2015: №2767 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий», №2768 «О внесении изменений в статью 588 Таможенного кодекса Украины относительно назначения пенсий должностным лицам органов доходов и сборов по единым принципам», №2769 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно назначения пенсий должностным лицам контролирующих органов по единым принципам» и №2770 «О внесении изменений в статью 87 Бюджетного кодекса Украины относительно уплаты страховых взносов в накопительную профессиональную пенсионную программу».
Особое внимание привлек законопроект №2767. Он предусматривал назначение всех видов пенсий по нормам единого закона, а также отмену специальных пенсий для всех, кроме военнослужащих. Государственным служащим, работникам органов местного самоуправления, налоговикам, таможенникам, прокурорам, судьям, научным и научно-техническим работникам предлагалось назначать пенсию на общих основаниях.
19 мая с. г. по инициативе народного депутата Украины Юрия-Богдана Шухевича под №2852-1 был зарегистрирован новый законопроект «О внесении изменения в Заключительные положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» о переносе сроков принятия закона о назначении всех пенсий, в т. ч. специальных, на общих основаниях». В этом законопроекте прослеживалась сокрушительная критика упомянутого выше проекта №2767. «После ознакомления с текстом правительственного законопроекта №2767 сразу стало понятно, что правительство Украины сознательно подало на рассмотрение парламента такой законопроект, который никогда не будет поддержан большинством народных избранников. Вопросов и замечаний к нему столько, что только их перечень займет значительную часть текста, не говоря уже об обосновании. Самое главное из этих вопросов можно сформулировать так: «Для чего смешивать в одном законопроекте единые принципы начисления пенсий, которые должны быть введены с 1 июня 2015 г., с накопительной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую правительство Украины планирует ввести с 1 января 2017?» Это лишь один вопрос к этому законопроекту, а таких вопросов множество… Кроме того, в законопроекте №2767 правительство не предлагает внести изменения в нормы Закона Украины №213-VIII от 2.03.2015 относительно снятия ограничений по выплате пенсий для работающих пенсионеров, установленных этим Законом, по восстановлению (уменьшению) пенсионного возраста для женщин, продолжительности страхового стажа для назначения пенсий и т. п. Зато предлагает отменить с 1 июня 2015 г. положение о назначении спецпенсий на общих основаниях, тем самым пытаясь сохранить привилегии в пенсионном обеспечении, существование которых прямо противоречит ст. 24 Конституции Украины, где указано, что «не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи ... или другим признакам».
2 июня с. г. министр социальной политики Павел Розенко на своей странице в Facebook написал, что прекращение назначения спецпенсий с 1 июня является «первой победой»: «С этого времени всем народным депутатам, министрам, прокурорам, судьям, таможенникам, налоговикам и др. пенсии будут назначаться на общих основаниях. Сегодня была попытка в Верховной Раде вернуть систему ВИП-пенсий в Украине. Но несмотря на огласку и неистовый резонанс в обществе, даже авторы соответствующего законопроекта решили «включить заднюю передачу» и не проголосовать за свои инициативы». По словам министра, следующий этап – убедить народных депутатов проголосовать за правительственный проект пенсионной реформы, который предусматривает как переход к единым принципам начисления пенсий, так и введение второго уровня пенсионного обеспечения – накопительной системы.
Впрочем, по мнению некоторых депутатов, Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения», отменяющий спецпенсии, больше коснется простых украинцев, заслуживших выплаты благодаря определенному стажу и вредным профессиям: «Специальные пенсии – это пенсии машинистов локомотивов и водителей карьерных самосвалов, ветеранов и инвалидов войны, ученых и дипломатов. Вместо борьбы с чиновниками и бывшими депутатами, выбившими себе льготы при прошлых режимах, Розенко лишает законного заработка честных трудяг и интеллигенцию». По мнению некоторых депутатов, П. Розенко не справляется с пенсионной реформой и «вместо того, чтобы нести политическую ответственность и честно признать провал собственной работы, идет на откровенное преступление против украинского народа и обрекает тысячи украинцев на нищету». По их словам, среди тех категорий, которые лишаются надбавок, есть и узники нацистских концлагерей, и инвалиды первой группы.
Как видим, ведется активная «борьба структур» и отстаивание точки зрения каждой из них. Исполнительная и законодательная власть никак не могут достичь консенсуса в вопросах пенсионной реформы и продвигают свои законопроекты. До сегодняшнего дня ни один из проектов, касающихся отмены специальных пенсий, не был принят Верховной Радой Украины. В итоге законодательного урегулирования этого вопроса на данный момент фактически нет. Ведь с 1 июня вступила в действие только норма о том, что в случае непринятия до этой даты закона о назначении всех пенсий выплата специальных пенсий отменяется. Остается только ждать и надеяться, что наши мудрые законодатели примут правильное решение и улучшат жизнь, в первую очередь, простых людей, т. е. большинства населения нашей страны.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Сергей Украинец, зампредседателя Федерации профсоюзов Украины
– Что касается вопроса отмены спецпенсий, то изначально все были согласны на то, чтобы пенсии назначались по единой системе. Ведь не может быть лучшего, худшего и т. д. Но эти вопросы должны решаться системно. А на самом деле был подготовлен проект закона о накопительной системе, в рамках которого, считалось, будет отработан механизм выравнивания пенсий, который, по идее, должен быть постепенным. Более того, был внесен законопроект, чтобы перенести введение в действие нормы о приостановке назначения спецпенсий с 1 июня на 1 декабря 2015 г.
Если бы был подготовлен и внесен комплексный законопроект, это стало бы оптимальным решением. А сейчас получается, что разорваны два элемента. Понятно, что цель благородная, но способ решения не совсем правильный, поскольку не подготовлен должным образом. И у людей, которые целую жизнь потратили, грубо говоря, на государственную службу, работая на специальной должности именно для того, чтобы получить эту пенсию, вдруг все отобрали. Было бы проще, если бы был хотя бы переходной период – тогда человек знал бы, что ему дальше делать.
Думаю, на данный момент первое – необходим проработанный комплексный механизм, второе – должен быть установлен переходный период, который занял бы год или два, чтобы люди могли сориентироваться и воспользоваться своим правом уйти или остаться. А сейчас получается, что людей застали врасплох, и многие потеряли, причем несправедливо, свое право.
Наталья Королевская, народный депутат Украины
– Я категорически против отмены спецпенсий. Выходит, человек всю свою жизнь перечислял повышенный процент от своей зарплаты и ушел в мае – получил повышенную пенсию, а ушел в июне – получил обычную пенсию, которую просто приравняли, ничего не компенсировав. Это очень несправедливое решение. У нас 8 тыс. пенсионеров, которые получают пенсии по специальному закону – например, народные депутаты, судьи, прокуроры. Пусть к ним и применяют закон. А за что пострадали чернобыльцы, военнослужащие, работники местных администраций, госслужащие? Мы будем обращаться в суды и пытаться отменить это решение в судебном порядке.
Сергей Каплин, народный депутат Украины
– Это конституционное решение. Ни один судья Конституционного Суда после того, что происходило с государством, и после всей этой несправедливости никогда не заговорит на тему, чтобы норму, которая действует сейчас, отменить. Это однозначно. И это только начало. Ведь надо многое сделать, чтобы модернизировать социальные стандарты. Для чего государство? Для того, чтобы люди могли получать нормальную зарплату и нормальную пенсию. Если установить, что 10 тыс. грн – зарплата и 10 тыс. – средняя пенсия, можно работать. Давайте посмотрим, сколько нужно министров, сколько нужно тратить на Верховную Раду и депутатов. Надо исходить из того, без чего человек не может прожить. Это и будет абсолютно правильным подходом.
Александра Кужель, народный депутат Украины
– Отмена спецпенсий – неконституционное и популистское решение. Каждая страна предусматривает для госслужащих разные льготы, чтобы мотивировать людей работать на государственной службе, поскольку заработная плата в госструктурах всегда в несколько раз меньше, нежели в коммерческих. Сегодня в Украине люди для наработки стажа работают за 1500 грн, с ненормированным графиком и, по сути, не имеют защищенности. К примеру, в США совершенно другая система. Там люди выплачивают пенсионные взносы, но государство оплачивает 50% всех страховых взносов. И это большая сумма для помощи семье в случае, если вас не возьмут на работу, и ваша семья не застрахована по охране здоровья, не застрахован дом, автомобиль и т. д. Т. е. там очень серьезный к этому подход. Выходит, что эта льгота для госслужащего является очень важной. А у нас на сегодняшний день убрали норму, что у госслужащего есть специальные льготы при выходе на пенсию. Специальная пенсия раньше начислялась в размере 70% оклада, а не 30%, как остальным. Я думаю, надо изменить закон, всем предусматривать 50% начислений, а государство, в свою очередь, пусть само определяет, каким образом будет завлекать людей на госслужбу. Ведь молодежь не пойдет на те зарплаты, которые существуют сегодня.
Александр Нечитайло, председатель Высшего административного суда Украины
– У меня негативное мнение по этому поводу. Ведь вопрос финансового обеспечения судей – это и вопрос их независимости. В большинстве стран мира чуть ли не конституцией определено, какая должна быть заработная плата, и никто не имеет права ее изменить. То же касается пенсий. На сегодня, если брать во внимание практическую сторону, есть много судей, которые проработали свыше 30 лет. Если же вспомнить историю, то в 90-х никто не хотел работать в суде, учитывая, что заработная плата была около 100 руб., что в валюте составляло $10–20. В то время многие увольнялись из судов и шли работать в коммерческие структуры. Но много судей остались работать лишь потому, что понимали, что в будущем они смогут получать нормальную пенсию. А как быть сейчас? Человек поработал 30 лет, а на спецпенсию права уже не имеет. Понятно, что на сегодняшний день ввиду размытых перспектив на будущее для многих стоит вопрос, оставаться работать или нет. Ситуация, которую создало государство относительно заработной платы и пенсионного обеспечения судей – это не путь к борьбе с коррупцией, а наоборот – фундамент для создания коррупции.
Сергей Устименко, заместитель министра социальной политики по вопросам евроинтеграции
– Спецпенсии в нынешней ситуации оправданы только в случае, если говорить о людях, которые причастны к обеспечению обороноспособности государства. Если мы и будем сохранять спецпенсии, то это будут люди, которые защищают нас с вами. Относительно остальных спецпенсий есть принципиальная позиция, чтобы судьи, депутаты и все другие категории получали пенсию наравне со всеми. Более того – реформируется пенсионная система в целом. Будет создана накопительная система, и люди будут получать лишь то, что они отдали в соответствующий фонд. Поэтому спецпенсии фактически будут искореняться как класс. Но пока они останутся для тех, кто сейчас защищает государство.
Сергей Алексеев, народный депутат Украины
– Что касается конституционности, я считаю, что здесь свое слово должен сказать Конституционный Суд. Но с точки зрения справедливости: почему человек, который работал всю жизнь где-то на заводе, должен получать пенсию значительно меньше, нежели госслужащий? Действительно, если мы говорим исключительно о Конституции, то каждый человек имеет право на конституционную защиту. Когда он работает на определенной должности или является, например, чернобыльцем, он рассчитывает, что в конце своего трудового пути получит определенное пенсионное обеспечение. А когда государство его отменяет, на мой взгляд (как юриста, а не как гражданина и народного депутата), есть вопрос о нарушении конституционных прав. Но по этому поводу может высказаться лишь КСУ. С одной стороны, существует общественный запрос, а с другой – есть законодательство, и в первую очередь конституционное законодательство, которое нельзя нарушать.
Михаил Смокович, заместитель председателя ВАСУ
– На мой взгляд, принятие такого закона не отвечает ч. 3 ст. 22 Конституции Украины. Но такова воля законодателя. Хотя по поводу отмены спецпенсий еще может высказаться Конституционный Суд, если этот вопрос будет затронут. Понятно, что законодатель поставил граждан Украины в неравное положение. Например, если человек 20 лет работал судьей и вышел в отставку до 1 июня, он получил пенсионные выплаты по законодательству, которое действовало на время отставки, а человек, который уйдет после этой даты, имея больше опыта и заслуг, будет получать в 10 раз меньше. Поэтому, повторюсь, таким законодательным актом Верховная Рада поставила граждан в неравные условия. И это касается не только судебной власти, но и всей государственной службы.
Зарубежный опыт
Испания
Стандартный пенсионный возраст для мужчин и женщин в Испании – 65 лет. Однако пенсия в сокращенном размере с 60 лет выплачивается лицам, застрахованным до 1967 г., а с 61 года – при страховом стаже в 30 лет и в ситуации вынужденной (недобровольной) безработицы. В случае получения доходов от экономической деятельности выплата пенсии приостанавливается. При этом с 60 лет допускается возможность одновременного получения части пенсии и работы в течение неполного рабочего дня. А после 65 лет испанцы могут получать пенсии и трудовой доход в полном размере.
Италия
Пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, а для женщин – 60 лет. Но при наличии 35 лет страхового стажа на пенсию можно выйти в любом возрасте. Наиболее благоприятные условия выхода на пенсию распространяются на специалистов индустрии спорта, работников транспорта, моряков, военнослужащих и полицейских. Для рабочих, занятых на работах со сложными условиями труда (ночные смены или работа, сопряженная с воздействием высоких температур), действующим законодательством установлено право выхода на пенсию по выслуге лет на 1 год раньше, а на пенсию по старости – на 5 лет раньше обычного возраста.
Китай
До недавнего времени пенсии в этой стране получали только чиновники и работники госкомпаний. По мере рыночных реформ система охватила и городских жителей, работающих в частном секторе. Таким образом, на пенсионные выплаты могли рассчитывать только 30% китайцев (остальных по традиции кормили дети). Однако, столкнувшись с последствиями политики ограничения рождаемости, власти КНР несколько лет назад форсировали введение пенсий и для жителей сельской местности.
На сегодняшний день системы начисления пенсии в Китае отличаются в зависимости от того, живет ли человек в городе или в сельской местности, а также от того, работает он на государство или на частную компанию. В стране нет единой минимальной (базовой) пенсии. Меньше всего получают жители сельской местности – их пенсия составляет 55–100 юаней (примерно $9–17). В городах средняя пенсия составляет уже 1,5 тыс. юаней (около $246).
Основанием для начисления базовой пенсии государственному служащему считаются обязательный трудовой стаж (не менее 15 лет на госпредприятии) и ежемесячные отчисления из зарплаты в размере 11% в государственный пенсионный фонд.
Все отчисления за бюджетников делает государство, и их пенсии привязаны к зарплате в госсекторе, которая растет быстрее инфляции. В частном секторе сотрудники направляют в пенсионные фонды 8% зарплаты, еще 3% добавляют работодатели, а индексация ограничена уровнем роста цен. В некоторых регионах Китая пенсионные сбережения накапливаются на самих предприятиях, которые потом и выплачивают пенсии своим сотрудникам.
США
Обычная пенсия составляет в среднем около 50% размера зарплаты. Наемные работники платят взносы в пенсионный фонд в размере 7,5% зарплаты, и столько же доплачивает работодатель. Ненаемные работники (бизнесмены, адвокаты, художники и т. п.) сами платят за себя полную сумму взносов – 15% заработка. В связи с увеличением продолжительности жизни в закон о социальном обеспечении были внесены изменения о постепенном увеличении полного пенсионного возраста до 67 лет – для рожденных в 1960 г. и моложе. Наиболее ранний возраст выхода на пенсию в системе социального обеспечения – 62 года, но тогда размеры пенсии составят меньше полной пенсии на 5/9% за каждый месяц до достижения полного пенсионного возраста.
Франция
Французы вносят в пенсионный фонд 16,35% заработка (работники и работодатели – пополам, лица свободных профессий – полностью самостоятельно). Размер пенсии – 50% средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. Официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Инвалиды, участники войны, бывшие узники концлагерей могут выйти на пенсию в 60 лет вне зависимости от трудового стажа с правом получения полной пенсии. Для людей, рано начавших работать, предусмотрена возможность выхода на пенсию с 56 лет, но также при условии значительного трудового стажа (168 кварталов для начавших работать в 16 лет).
Япония
Пенсия состоит из двух частей – базовой (гарантированно выплачиваемой всем по достижении пенсионного возраста) и трудовой (формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят поровну). Средняя пенсия достигает 60% заработка.
***
По мнению экспертов, ни в одной стране мира нет идеальной пенсионной системы. Испытывают сложности абсолютно все. Главная их причина – увеличение количества пенсионеров при одновременном сокращении трудоспособного населения. В 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей. К 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету.