Нынешним летом произошло два события, которые пусть ненамного, но все же приблизят Украину к Европе.
Во-первых, вступила в силу усовершенствованная версия Соглашения между Украиной и Европейским Союзом об упрощении оформления виз. Начиная со второго полугодия, право на многоразовую визу получат прокуроры, фотографы, видеооператоры, а также некоторые категории студентов и аспирантов, деятелей науки и культуры. Существенно пополнился перечень лиц, имеющих право на бесплатное оформление виз, а кроме того, ограничена цена за посреднические услуги по их получению. Несколько расширен круг наших соотечественников, имеющих право на безвизовое путешествие по Европе.
Во-вторых, выполняя рекомендации Европейского Союза и требования указа Президента Украины, правительственные органы наконец-то нашли правильный ответ на вопрос о том, кто именно будет выполнять заказ, связанный с изготовлением загранпаспортов нового образца, который, в отличие от предыдущих, будет содержать электронный носитель биометрической информации. Помимо чисто технических норм, пожелания Евросоюза касались и противокоррупционной составляющей процесса изготовления, оформления и выдачи биометрических документов. Отрадно, что украинская сторона учла европейские стандарты и на роль исполнителя этой весьма деликатной задачи избрала государственное предприятие.
В том, какие преимущества получат наши сограждане и какие трудности ждут их на пути в Европу, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
1 июля 2013 г., через год после подписания, вступило в силу обновленное Соглашение между Украиной и Европейским Союзом об упрощении оформления виз. Его первоначальный вариант был заключен еще 18 июня 2007 г. Смысл упрощения заключался в том, что 14 категориям наших соотечественников, выезжающих в страны Европы сроком до 90 дней, оформлялись многоразовые визы – кому на год, а кому и на 5 лет, причем некоторым из них это обходилось бесплатно. Что же касается встречных обязательств, то Украина еще с 1 мая 2005 г. освободила граждан государств-членов ЕС от необходимости оформлять визы для визита в нашу страну на срок не более 90 дней.
Сразу следует оговориться, что действие названного Соглашения не распространяется на Великобританию, Ирландию и Данию. Дело в том, что они еще в 1990-х гг., вступая в Евросоюз, оговорили свое право иметь особую позицию по ряду вопросов, касающихся внешней безопасности, а потому для них составлены отдельные протоколы об интеграции Шенгенских договоренностей, и эти документы являются дополнениями к договору о Европейском союзе. За прошедшие 6 лет эти страны своей позиции так и не изменили, однако и без того назрела потребность немного подкорректировать некоторые положения Соглашения.
Усилия дипломатов увенчались успехом, и 23 июля 2007 г. между Украиной и ЕС было подписано еще одно Соглашение – о внесении изменений в предыдущее. 22 марта с. г. оно было ратифицировано Верховной Радой, 8 апреля закон о ратификации был подписан Президентом, а 18 апреля его ратифицировал Европарламент. 15 мая в Брюсселе в рамках заседания специально созданного совместного Комитета экспертов по реализации Соглашения между Украиной и ЕС об упрощении оформления виз стороны обменялись официальными сообщениями о завершении выполнения процедур, необходимых для вступления его в силу. А поскольку сам момент вступления в силу наступает первого числа второго по счету месяца после даты такого обмена, с 1 июля украинцы ездят в Европу по новым правилам.
Впрочем, изменились они не очень радикально. Так, согласно предыдущей редакции, многоразовые визы сроком на 5 лет оформлялись членам органов государственной власти, местного самоуправления, конституционных и верховных судов. Теперь к ним прибавились прокуроры и их заместители. Таким же правом пользуются журналисты, но теперь компанию им составят члены технического персонала, которые сопровождают их с целью выполнения профессиональных заданий. Кроме того, перечень счастливчиков, которым дипломатические представительства и консульские учреждения государств Европейского Союза будут оформлять многоразовые визы сроком на 1 год, пополнился 6 совершенно новыми категориями.
Для кого упростили?
Первая категория – представители общественных организаций, которые регулярно путешествуют в Европу с целью образовательной подготовки, участия в семинарах и конференциях. Вторая – участники официальных программ ЕС по пограничному сотрудничеству (таких как, например, Инструмент европейского соседства и партнерства). Третья – ученики, студенты и аспиранты, которые регулярно путешествуют с целью учебы, образовательной подготовки или по программе обмена. Отдельным пунктом значатся представители религиозных общин. За ними следуют представители профессий, которые принимают участие в международных выставках, конференциях, симпозиумах, семинарах и пр. подобных мероприятиях. Замыкают список люди, которым необходимо регулярно выезжать с целью лечения, а также сопровождающие их лица.
Еще один приятный момент, касающийся тех, кому раньше положено было выдавать годичные многоразовые визы. Согласно п. 3 ст. 5 Соглашения, если эти люди в течение 2 предыдущих лет воспользовались такими визами, дипломатические представительства и консульские учреждения стран ЕС смогут оформлять им многоразовые визы на более длительный срок – от 2 до 5 лет.
Практически все перечисленные выше категории пополнили еще один перечень, который содержится в ст. 6 Соглашения и касается тех, кто освобожден от оплаты услуг европейских чиновников по обработке заявлений об оформлении виз. Причем названная выше статья дополнена п. 5, идея которого заключается в том, чтобы ограничить коммерческие аппетиты визовых посредников. Так, если государство-член ЕС сотрудничает с внешним поставщиком услуг по оформлению виз, плата за них не должна превышать 30 евро. Вместе с тем, страны Евросоюза должны обеспечить всем заявителям возможность подавать свои заявления непосредственно в консульства. Консульские тарифы за оформление виз остались неизменными: 35 евро в обычном режиме и 70 – в ускоренном.
Упрощение или усложнение?
Кроме приятных моментов, Соглашение содержит некоторые пункты, исполнение которых может кое-кому доставить определенные неудобства. Так, водители, осуществляющие международные грузовые и пассажирские перевозки, для получения годичной визы должны, как и раньше, предоставлять компетентным органам стран Евросоюза письменные запросы национальной ассоциации автоперевозчиков. Только в них теперь, кроме цели, продолжительности и периодичности поездок, следует указывать пункты назначения. Это связано со значительно усилившейся в последние годы в странах Западной Европы и Северной Америки борьбой с уклонением от уплаты налогов, ведь как раз манипуляции с пунктами назначения охотно используются махинаторами для завышения валовых (в данном случае транспортных) расходов.
Еще одно ограничивающее нововведение содержится в пункте, касающемся участников международных спортивных мероприятий. Раньше годичная многоразовая виза оформлялась для них и для сопровождающих их лиц. Теперь к словосочетанию «лица, их сопровождающие» прибавилось еще одно: «с целью выполнения профессиональных обязанностей». Причем официальные документы установленного образца должны четко подтверждать, что данные персоны едут в чужую страну именно для спортивных нужд, а не спекулировать на местных «барахолках».
Кроме того, в новой версии Соглашения расширен круг украинцев, которые могут ездить по Европе вообще без виз. Раньше в него входили исключительно обладатели дипломатических паспортов. Теперь это право получат еще и обладатели служебных паспортов, но не всех, а только тех, которые подпадают под категорию биометрических. Что же касается безвизового режима для всех наших сограждан, то до этого пока далеко, однако первый луч света в конце тоннеля уже мелькнул. И связан он как раз с биометрическими паспортами.
С биометрическим паспортом все проще
План действий по либерализации визового режима со странами Евросоюза был предоставлен нашей стране 22 ноября 2010 г. на саммите Украина-ЕС. Он содержит 4 блока требований, связанных с внедрением биометрических документов, противодействием нелегальной миграции, борьбой с коррупцией и обеспечением фундаментальных прав и свобод. На прошлой неделе в ходе состоявшейся в Кабинете министров пресс-конференции председатель Государственной миграционной службы Николай Ковальчук сообщил, что возглавляемое им ведомство вплотную подошло к выполнению требований первого блока.
Ориентиром в данном вопросе для отечественных чиновников стал указ Президента Украины №494 от 22.04.2011 «О Национальном плане по выполнению плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины». Первым пунктом этого плана значится принятие законодательных актов, связанных с внедрением документов Украины для выезда за границу с электронным носителем биометрической информации в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации и с обеспечением на надлежащем уровне защиты персональных данных. Этот пункт выполнен еще осенью минувшего года с принятием профильного закона.
А вот п. 4 этого Плана требует определить предприятие, которое будет осуществлять изготовление бланков биометрических загранпаспортов. И такой производитель уже найден – это Государственный полиграфкомбинат «Украина», находящееся в ведении Министерства финансов. 26 июня с. г. Государственной миграционной службой (ГМС) проведена тендерная закупка у него бланков паспортов гражданина Украины для выезда за границу, и уже с 8 июля станет возможным заключение контракта с производителем и отгрузка продукции.
Таким образом, прекращается многолетнее сотрудничество государства с частным консорциумом «ЕДАПС», которое на ниве изготовления загранпаспортов продолжалось с 2007 г. В силу ряда причин оно вызывало многочисленные нарекания. Во-первых, страну периодически лихорадило от того, что «ЕДАПС» в самое неподходящее время приостанавливал производство заказанной ему продукции. Во-вторых, не только украинцы, но и представители Евросоюза недоумевали, почему этим занимается именно «ЕДАПС». Дело в том, что согласно действующему законодательству, государственные закупки товаров и услуг, связанных с изготовлением персональных документов, идентифицирующих личность, возможны по процедуре конкурса с одним участником. Другими словами, государство заказывает не тому, у кого красивее, прочнее или дешевле, а тому, кому захочет в силу одному ему известных причин. И все эти годы широкая общественность не могла понять, почему чиновникам понравился именно «ЕДАПС». Представители последнего убедительно доказывали, что именно он гарантирует наивысшее качество. Их оппоненты не менее убедительно утверждали, что с этой работой ничуть не хуже справится одно из государственных предприятий, находящихся в подчинении Национального банка Украины или Министерства финансов – у них для этого есть более чем достаточный опыт по производству денежных знаков или других ценных бумаг.
Произведенный в нынешнем году выбор производителя сопровождался определенной интригой, на которой стоит остановиться подробнее. 13 марта 2013 г. Кабинет министров Украины принял постановление №185 «Некоторые вопросы выполнения Закона Украины «О Едином демографическом реестре и документах, удостоверяющих личность или ее специальный статус». Этим нормативным актом были утверждены порядки централизованного оформления, выдачи, обмена, пересылки, изъятия, возвращения государству и уничтожения таких документов. Изложенные в них условия как нельзя лучше соответствовали специфике работы консорциума «ЕДАПС», потому неудивительно, что Государственная миграционная служба Украины, выступающая в роли заказчика, выбрала производителем загранпаспортов именно эту фирму, о чем 3 июня с. г. сообщил сайт «Вестника госзакупок».
А буквально на следующий день, 4 июня, полиграфкомбинат «Украина» обжаловал данное решение ГМС в Антимонопольном комитете. 6 июня коллегия АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок заблокировала выполнение этого решения, а еще несколько дней спустя, 12 июня Кабинет министров постановлением №415 остановил действие упомянутого выше постановления №185.
В общем, «ЕДАПС» был на волосок от победы, однако принципиальная позиция правительства позволила избежать многих неудобных и неприятных вопросов, которые в перспективе могли задать коллеги из стран Европейского Союза. Европа требует от нас внедрения биометрических документов, прежде всего, для того, чтобы к ней под чужим паспортом не смог проникнуть какой-нибудь международный террорист. В связи с этим украинское государство должно предоставить гарантии, что работники предприятия, занимающегося изготовлением паспортов, никоим образом не смогут в порядке «халтуры» продать на сторону неучтенную часть продукции или в целях дополнительного приработка заложить в базу данных несколько подкорректированные сведения об отпечатках пальцев и других биометрических параметрах. Такие гарантии государство сможет предоставить лишь в случае, если его правоохранительные органы будут вести на объекте систематические и комплексные оперативно-профилактические мероприятия, в т. ч. и негласного характера, а их намного удобнее и дешевле проводить именно на государственных объектах, а не на частных. Ведь, например, для негласного проникновения на первые достаточно согласия руководителя ведомства, тогда как во втором случае необходимо, как минимум, решение апелляционного суда.
КОММЕНТАРИИ
Инна Емельянова, первый заместитель министра юстиции Украины
– В деле выполнения плана действий по либерализации визового режима Украины со странами Евросоюза нами сделаны существенные шаги, приведшие к принятию 4 основных законов, направленных на усовершенствование борьбы с коррупцией. Это законы, связанные со спецконфискацией, ответственностью юридических лиц, урегулированием вопросов конфликта интересов и внесением поправок в Уголовный кодекс Украины в части ответственности за взяточничество. Все эти законы были переданы европейской стороне для их надлежащей оценки. В данный момент Верховной Раде осталось принять еще 2 важных закона. Один из них касается процесса безопасности формирования баз персональных данных, другой посвящен внесению в некоторые законы (в частности, в Кодекс законов о труде) изменений для недопущения дискриминации.
Петр Порошенко, член Комитета ВР по вопросам Евроинтеграции, министр иностранных дел Украины в 2009–2010 гг.
– Свобода передвижения является одним из основных прав человека, и наш долг – обеспечить наибыстрейшую реализацию этого права. Тем более, что все необходимые условия для этого есть. С 2008 г. была проведена большая работа по подготовке плана действий, которая завершилась в 2010 г. В ней был задействован широкий круг украинских дипломатов. Этот план предусматривал жесткий график, который позволял уже в 2011 г. отчитаться о завершении первого законодательного этапа и переходе ко второму, имплементационному этапу. К сожалению, прошло более 2,5 лет после того, как был предоставлен план, а мы постоянно переносим отчет. Украина ранее была лидером в реализации плана, связанного с безвизовым режимом, во всяком случае, среди стран Восточного партнерства, однако сегодня мы вынуждены констатировать, что некоторые государства нас обошли.
– 26 июня 2013 г. ГМС Украины провела тендерную закупку бланков паспортов гражданина Украины для выезда за границу у одного участника – Государственного предприятия «Полиграфкомбинат «Украина». Уже 8 июля станет возможным заключение контракта и отгрузка бланков паспортов в штатном режиме. Следует отметить, что в связи с приостановкой действия правительственного постановления об утверждении новых образцов документов, будут закупаться бланки предыдущего образца. При этом единые образцы бланков правительство поручило наработать и представить в 3-месячный срок. ГМС принимает исчерпывающие меры для того, чтобы граждане, которые подали документы для оформления паспорта в течение 30 дней, получили документы вовремя. Задержки возможны для тех граждан, которые обратились с заявлениями о срочном, т. е. в течение 10 дней оформлении загранпаспортов.
Всеволод Ченцов, директор департамента Европейского союза Министерства иностранных дел Украины
– Среди прочих вопросов, связанных с либерализацией визового режима с Европейским Союзом, очень важным является вопрос о принятии законов, направленных против дискриминации различных видов меньшинств. Дело в том, что Европейский Союз старается найти разумный баланс между свободой передвижения и безопасностью как для путешествующих лиц, так и для граждан своих стран. В этом плане он пытается свести к минимуму риск, что представители тех или иных меньшинств, путешествуя по Европе, будут обращаться к правительствам с просьбой о предоставлении политического убежища. Для этого любой стране, которая ведет безвизовый диалог (в данном случае Украине), ставится задача, чтобы в ее законодательной базе существовали определенные гарантии для представителей меньшинств о том, что они, во-первых, не преследуются, а во-вторых – их права защищаются, и они могут эффективно защитить их внутри страны.