Мелкие ограничения табачной рекламы, которые существовали до сих пор и позволяли табачным компаниям занимать другие ниши, чтобы рекламировать свой продукт, стали пережитком прошлого – Законом №3778-IV предусмотрен полный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий
16 сентября 2012 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий» №3778-IV (далее – Закон № 3778-IV). Этим документом, в частности, предусмотрен запрет на размещение информации о производителях табачных изделий в местах, где они реализуются или предоставляются потребителям, в т. ч. на элементах оборудования или оформления мест торговли, за исключением одного плаката размером не больше 40x30 см на одно место торговли, в котором предоставляется текстовая информация о наличных в продаже табачных изделиях и ценах на них.
Следует отметить, что действие закона уже ощущается: табачная реклама исчезла из многих прикассовых зон торговых заведений и витрин киосков. Ответственные владельцы бизнеса своевременно выполнили требования законодательства и убрали навязчивую рекламу, и теперь дети и подростки больше не будут видеть ярких плакатов, наклеек и дисплеев, которые пропагандируют сигареты. Рекламы не будет и в интернете – исчезнут баннеры и ролики, которые рекламируют табак.
Зачем нужен запрет?
Табачные корпорации каждый год по каким-либо причинам теряют часть потребителей. Для замены тех, кто перестал курить, нужны новые потребители, а взять их негде, кроме как среди детей и подростков. Одним из могучих средств приобщения их к употреблению табака является реклама. Международные исследования показывают, что чем больше образов табачной рекламы может вспомнить подросток, тем выше вероятность, что через несколько лет он начнет курить. Большинство курильщиков приобретают сигареты одной и той же марки, и им не нужна реклама или другая информация о табачных изделиях, кроме цены. Как показывает опыт стран, где был внедрен аналогичный запрет, продажа табачных изделий уменьшается за счет того, что меньше детей начинают курить, а взрослые бросают эту пагубную привычку.
Так что же запрещено?
Частные мелкие ограничения, которые существовали до сих пор и позволяли табачным компаниям занимать другие ниши, чтобы рекламировать свой продукт, стали пережитком прошлого – Законом №3778-IV вводится полный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. К примеру, текст: «курение может вызывать заболевание раком», который, как правило, размещен в нижней части упаковки, также является признаками табачной рекламы. Все материалы и предметы с таким текстом должны быть убраны с торговых объектов. Также запрещается непрямая реклама, такая как надписи «2 пачки + брелок», либо «3 пачки – зажигалка в подарок», яркие наклейки с ценой и пр.
Относительно размещения плаката с текстовой информацией о наличии в продаже табачных изделий отметим, что это не обязательство, а исключительное право торгового заведения. Но этот плакат должен быть только один на все табачные изделия (своего рода прейскурант). Кроме того, там запрещается размещать рисунки, фото и другие графические объекты – исключительно текст с названиями изделий и цен на них.
А вот размещать на витринах торговых объектов упаковки и пачки табачных изделий можно. Однако при этом следует помнить, что Закон №3778-IV запрещает размещение непосредственно на табачных изделиях или их упаковке информации с целью стимулирования продажи табака, в т. ч. рисунков и других изображений, которые не являются частью защищенной торговой марки; адресов веб-сайтов, электронной почты; вкладышей в упаковки табачных изделий; текстовой или графической информации на прозрачной обертке упаковки табачных изделий. И на витринах, соответственно, можно размещать только упаковки, не содержащие запрещенной информации.
Кроме того, в торговых объектах запрещается продажа табачных изделий в наборе с какими-либо другими товарами или услугами, проведение мероприятий по бесплатной раздаче, в т. ч. для маркетинговых исследований и дегустации, обмен табачных изделий на другие табачные изделия или какие-либо товары, работы, услуги.
Учли все детали
Согласно ст. 22 Закона Украины «О рекламе», реклама табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается практически во всех возможных местах. В частности, на радио и телевидении; во всех печатных СМИ; на транспорте; посредством внешней рекламы; с использованием лиц до 18 лет как фотомоделей. Кроме того, такая информация не может размещаться ближе, чем за 300 м в прямой видимости от территории детских дошкольных заведений, средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, в которых учатся дети в возрасте до 18 лет. Запрещено также спонсорство мероприятий, предназначенных большей частью для лиц до 18 лет, с использованием знаков для товаров и услуг, под которыми выпускаются табачные изделия и алкогольные напитки.
С вступлением в силу Закона №3778-IV ст. 22 Закона Украины «О рекламе» пополнилась еще некоторыми нововведениями запрещающего характера. В частности, запрещается реклама табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, с помощью средств рекламного характера. Исключение составляют специальные выставочные мероприятия табачных изделий, при условии, что на такие мероприятия допускаются только сотрудники предприятий, которые имеют лицензию на оптовую торговлю табачными изделиями или на их производство. Запрещается и реклама в интернете – кроме веб-сайтов, предназначенных для совершеннолетних лиц, обязательным условием доступа к котором является предварительная идентификация возраста пользователей. Правда, не совсем понятно, каким образом будет осуществляться проверка такой идентификации и подтверждение возрастной категории.
Проведение мероприятий по обмену табачных изделий на другие товары, работы, услуги; предоставление права на участие в лотерее, игре, конкурсе и других развлекательных мероприятиях, если условием является приобретение табачных изделий, также отныне запрещены. Сюда же относятся и продажа табачных изделий в наборе с любыми другими товарами, которые не связаны с употреблением табачных изделий, и отправка рекламных сообщений неопределенному кругу лиц по почте, электронной почте или средствами мобильной связи.
Согласно ст. 16 Закона Украины «О мероприятиях относительно предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», запрещается размещение информации о производителе табачных изделий или табачных изделиях в местах, где эти изделия реализуются или предоставляются потребителю, в т. ч. на элементах оборудования или оформления мест торговли. Исключение составляет лишь один плакат размером не больше 40x30 см на одно место торговли с текстовой информацией о наличных в продаже табачных изделиях и ценах на них. Также отныне невозможны: проведение мероприятий по бесплатной раздаче, в т. ч. для маркетинговых исследований и дегустации, обмену табачных изделий на другие табачные изделия или товары, работы, услуги; спонсорство телепередач, радиопередач, театрально-концертных, спортивных и др. мероприятий, программ или отдельных лиц, как и спонсорство объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия.
Увидел – пиши жалобу!
За нарушения положений Закона №3778-IV предусмотрены финансовые санкции к субъектам хозяйствования в размере от 30 до 50 тыс. грн за каждый факт рекламы на отдельном рекламном носителе. Контроль за выполнением требований Закона возлагается на Государственную инспекцию по защите прав потребителей. Ее работники должны составлять акты по каждому выявленному факту правонарушений и направлять их руководителям или заместителям руководителей управлений Инспекции в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе, которые и принимают решения о наложении штрафов.
К слову, любой гражданин, столкнувшийся с нарушением запрета, также может обратиться в Госпотребинспекцию с жалобой. Ее необходимо составлять на имя начальника Инспекции по месту проживания с указанием своего адреса. В заявлении указывается супермаркет (магазин, киоск), его адрес, а также описывается само нарушение. А после этих данных необходимо указать следующее: «…что, по моему мнению, является нарушением ст. 16 Закона Украины №2899-IV «О мероприятиях относительно предупреждения и снижения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения». В связи с изложенным, прошу осуществить проверку вышеуказанного заведения относительно соблюдения требования ст. 16 Закона №2899-IV и привлечь к ответственности виновных лиц в соответствии со ст. 20 Закона №2899-IV за нарушение запрета относительно рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий. Прошу проинформировать меня о результатах проверки и принятых мерах».
Табачники нервничают
Как было отмечено на пресс-конференции, посвященной вступлению в силу Закона №3778-IV, которая состоялась 17 сентября с. г., общественные активисты добивались принятия этого закона более 2 лет, а представители табачного лобби блокировали его всеми возможными способами. Это легко объясняется, ведь по результатам исследований Всемирного банка, полный запрет рекламы табака сокращает уровень распространения курения до 7%, тогда как частичный запрет приводит к перемещению рекламы в незапрещенные сегменты.
О том, что в свете последних событий представители табачной индустрии начали заметно нервничать, свидетельствует факт попытки внести смягчающие изменения в Закон №3778-IV, даже не дождавшись, пока он вступит в силу. В начале сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №11170, в пояснительной записке к которому утверждается, что некоторые нормы Закона №3778-IV не согласуются с положениями Закона Украины «О защите прав потребителей» – в частности, относительно предоставления информации о товаре и его производителе потребителю. Автор документа заявил, что закон дискриминирует табачную индустрию, и не скрывал, что свой законопроект он подготовил по многочисленным обращениям представителей табачных компаний. Он предлагает сохранить запрет на использование в спонсорстве мероприятий логотипов торговых марок, но разрешить использование логотипов самих производителей.
В свою очередь, специалисты отмечают, что изложенная в законопроекте идея улучшить терминологию является декларативной, и его принятие частично вернет рекламу сигарет. Ведь предложенные изменения полностью меняют значение терминов. В частности, во многих определениях слово «продажи» предлагают заменить на «употребление». Но тогда реклама, предлагающая купить пачку сигарет и принять участие в конкурсе или получить приз, вернется на свои места, ведь она не стимулирует напрямую употребление – только продажи. Кроме того, нормы предлагаемого законопроекта полностью нивелируют нынешний запрет на рекламу в прикассовых зонах супермаркетов, киосках и магазинах, а также возвращают табачным компаниям возможность спонсорства и информационные кампании. Да и на мероприятиях, спонсируемых табачниками, в любом случае кто-то обратит внимание на логотип компании, плюс велика вероятность, что какой-нибудь телеканал случайно засветит спонсорский логотип в эфире.
Очевидно, что табачные компании пытаются хоть как-то прорваться к аудитории, ведь до недавнего времени они в среднем тратили на продвижение порядка 1% операционной прибыли.
«Оцепление» законами
К слову, до конца года в Украине вступают в силу еще два антитабачных закона – с 4.10.2012 появятся упаковки сигарет со специальными цветными изображениями последствий курения (опухоли и др. заболевания), а с 17.12.2012 будет запрещено курить во всех общественных и рабочих местах, включая заведения общественного питания. Курить будет разрешено только в специально отведенных и хорошо проветриваемых помещениях, размеры которых не должны превышать 10% от общей площади. В правительстве считают, что появление на пачках сигарет фотоиллюстраций последствий курения и запрет курения в помещениях ресторанной индустрии должны усилить тенденции к уменьшению уровня табакокурения.
Впрочем, столь оптимистичный настрой чиновников и общественных организаций разделяют немногие. И это нетрудно понять. Ведь в январе 2009 г. вступил в силу закон, запрещающий курение в учреждениях здравоохранения, учебных, спортивных, культурных заведениях, в залах ожидания на железнодорожных, авто- и аэровокзалах, на территориях детских площадок и т. д., но до сих пор во всех перечисленных местах (и правительственные учреждения не являются исключением) можно встретить множество людей с сигаретами. В том же году заведения общественного питания на законодательном уровне обязали не менее половины своей площади полностью изолировать от табачного дыма, но и этой нормы придерживаются далеко не все.
Очевидно, что одна из главных причин, по которым эти законы не работают – недостаточное наказание за их нарушение. Санкции в виде штрафов и лишение лицензий никого не пугают: по сравнению с прибылью, суммы штрафов мизерные, а получать лицензию нарушители могут снова и снова, поскольку закон этого не запрещает. Поэтому говорить об эффективности антитабачных законов, как действующих, так и еще не вступивших в силу, сегодня не приходится.