Запрет на рекламу лекарств: предпосылки и последствия

08:10, 30 июля 2012
Газета: 29 (147)
23 июля 2012 г. во время заседания Общественного совета при МОЗ возникла дискуссия: что взамен рекламы предлагается пациенту в качестве механизма информирования о медикаментах?
Запрет на рекламу лекарств: предпосылки и последствия
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

«Из-за отсутствия этического кодекса фармацевта выходит так, что не врач лечит людей, а люди сами пытаются себя лечить, что приводит к тяжелым последствиям. Механизм станет абсолютно адекватным, когда будет внедрена страховая система, и лекарства будут назначаться исключительно согласно с протоколами и стандартами», – подчеркнул глава Общественного совета при МОЗ Олег Мусий

 Каждый житель Украины хотя бы раз в жизни занимался самолечением. Часто бывает так, что времени, чтобы обратиться к врачу, допустим, в случае легкой простуды, попросту нет, и многие граждане предпочитают прислушаться к советам знакомых или поискать информацию в Интернете. Однако утверждения об эффективности тех или иных препаратов не всегда оказываются достоверными – иногда они просто снимают симптомы болезни, не излечивая полностью. А это может обернуться осложнениями, с которыми потом придется проходить настоящее лечение, затратив гораздо больше средств и времени. «Излечить» население нашей страны от пагубной привычки врачевать себя самостоятельно решили в Министерстве здравоохранения, выдав на-гора ряд законопроектов, в частности, проект №10563 о полном запрете рекламы медикаментов во всех СМИ, кроме специализированных изданий, предназначенных для медицинских учреждений и врачей.

Сорванные запреты

Инициативы ввести ограничения на рекламу медикаментов зарождаются в среде народных избранников регулярно. В прошлом году парламентарии активно взялись за воплощение идеи о запрете рекламы лекарств, разработав законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (относительно усиления контроля за обращением лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического употребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)» (р. №7007). Однако к моменту принятия законопроекта в целом как Закона №4196-VI (20 декабря 2011 г.) изначальная задумка авторов (Татьяны Бахтеевой и других депутатов) была утрачена – правками при подготовке ко второму чтению было установлено, что запрещается только реклама рецептурных препаратов, а также препаратов, внесенных в перечень запрещенных к рекламированию лекарственных средств.

Во исполнение упомянутого закона после общественных дискуссий 16 июля 2012 г. Минюст зарегистрировал приказ МОЗ «О некоторых вопросах, касающихся запрета рекламы лекарственных средств» №422, которым утверждены критерии для определения препаратов, запрещенных к рекламе. Приказ гласит, что во время госрегистрации решение о внесении лекарства в перечень запрещенных к рекламе будет приниматься Минздравом на основе рекомендаций Государственного экспертного центра МОЗ при наличии хотя бы одного из критериев: если лекарство содержит наркотические или психотропные вещества; если его использование может вызвать зависимость, за исключением средств для наружного применения; если оно предназначено для лечения хронической бессонницы, ожирения (включая средства для снижения веса), импотенции и пр. Предусмотрен также запрет на рекламу лекарств от туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, рака и других опухолевых заболеваний, диабета, т. е. тех препаратов, которые и так не рекламируются и вряд ли будут рекламироваться. И, естественно, запрещена реклама, если препарат отпускается только по рецепту врача. Выходит, закон лишь внес некоторые коррективы в действующие нормы – реклама рецептурных препаратов и ранее не разрешалась.

Информация – только для врачей?

Не успели улечься страсти вокруг инициативы №7007, как на горизонте замаячил новый, на этот раз правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно запрета рекламы лекарственных средств» (р. №10563), зарегистрированный в ВР 5 июня. Если его примут, специализированные в области медицины СМИ станут монополистами в сфере рекламы медикаментов. Реклама лекарственных препаратов останется только в специзданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также будет возможна на медицинских семинарах, конференциях, симпозиумах. Распространение рекламы лекарств другими способами, в т. ч. в СМИ широкого профиля, будет запрещено. При этом интересно, что реклама целительства запрещается только «на массовую аудиторию». Реклама же услуг народной медицины и целителей, «сертифицированных» Минздравом, остается дозволенной. Возникает вполне логичный вопрос: если реклама целителей ограничена лишь наличием разрешения, выданного МОЗ, почему нужно запретить рекламу для населения безрецептурных препаратов с заведомо «подтвержденными лечебными свойствами», разрешенных тем же МОЗ к свободной продаже и к медицинскому применению лишь с рекомендацией в инструкции о консультации со специалистом?

Ответ находится в пояснительной записке к законопроекту №10536. Традиционно для обоснования необходимости принятия акта авторы документа используют тезис: «Недостаточно осведомленные и, как правило, необразованные в медицинских вопросах потребители, доверяя рекламе, занимаются самолечением,… и таким образом реклама лекарственных средств наносит значительный ущерб здоровью граждан». Т. е. если кому-то вздумается применить медикамент не по назначению, запрет рекламы спасет его от ущерба? Вместо ответа достаточно вспомнить случай из учебника по судебной медицине, когда мужчина сам вбил себе в голову гвоздь, что, безусловно, требовало определенных познаний и «специальной подготовки». Если следовать логике авторов, выходит, нужно запретить рекламу гвоздей и молотков?

На общественное обсуждение!

Инициативы о запрете рекламы лекарств коснулся и Общественный совет при Министерстве здравоохранения на заседании, которое состоялось 23 июля. Позицию contra относительно рекламы озвучила руководитель юридической службы Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Ольга Скорина. По ее словам, количество обращений и жалоб от граждан по поводу ненадлежащей промоции лекарственных средств увеличивается: «Одновременно увеличивается количество рекламных материалов, которые содержат недобросовестную рекламу лекарственных и псевдолекарственных средств. Ущерб от такой продукции значительный. Мы создали в нашем совете департамент по борьбе с недобросовестной рекламой, разработали процедуру фиксирования подобных случаев. Большая проблема существует в псевдомедицинском секторе: «волшебные коврики», которые якобы излечивают все болезни, БАДы и пр. Их реклама приводит к бесконтрольному потреблению, что создает риск для жизни и здоровья граждан. Еще одна проблема – желание фармацевтических компаний продать как можно больше лекарственных средств, которые пациенты не всегда могут себе позволить из-за высокой цены. Мы направляем многочисленные запросы и в АМКУ, и ГПУ, и в другие правоохранительные органы, чтобы они повлияли на эту ситуацию».

Во время обсуждения возник вопрос, что взамен рекламы предлагается пациенту в качестве механизма информирования о медикаментах, в частности, тех, которые выписывает врач. «Известно, какая сейчас сложилась ситуация. Из-за отсутствия этического кодекса фармацевта получается, что не врач лечит людей, а люди сами пытаются себя лечить, что подчас приводит к очень тяжелым последствиям. Механизм станет абсолютно адекватным, когда будет внедрена страховая система, и лекарства будут назначаться исключительно в соответствии с протоколами и стандартами, – подчеркнул глава Общественного совета при МОЗ Олег Мусий. – Ответственность за назначенный препарат должен нести врач, и должен быть соответствующий механизм привлечения врача к ответственности за неправильно назначенное лечение».

Некоторые члены Общественного совета сошлись во мнении, что слишком многие проблемы в нашем государстве решаются путем запрета, но это вовсе не выход из ситуации. Член Общественного совета Марина Морозова подчеркнула: «Я не верю в позитив полных запретов. В мире существует рецептурная группа препаратов, реклама которой запрещена, а нерецептурная группа рекламируется. Вряд ли идея о запрете самолечения реализуема: все равно останутся «бабки», «примочки» и т. д. И самое ужасное, что часто вред наносят не лекарства, а промедление в обращении к врачу людей, которые применяют вовсе не рекламируемые «народные» средства. От этого нельзя застраховаться. Люди занимаются самолечением, потому что в большинстве случаев они достаточно безграмотны и непросвещенны. Нельзя сказать, что если мы запретим рекламу, всем сразу полегчает». Г-жа Скорина не согласилась с последним тезисом: «Проблема не в безграмотности населения, а в том, что в нашем обществе, к сожалению, сейчас большой градус недоверия к медицинским учреждениям».

В итоге для всестороннего анализа проблемы было решено провести заседание специальной комиссии с привлечением участников обсуждения, мнения которых отличаются, и посвятить этому вопросу часть следующего заседания Общественного совета при МОЗ.

Губит людей не реклама

Действительно, одну минуту ролика в перерыве между развлекательными телешоу, где говорится, что определенное лекарство моментально излечит все недуги, сложно назвать объективной информацией. Дело вовсе не в недобросовестности рекламодателя, а в том, что основная цель рекламы – извлечение материальной прибыли. Очевидно и то, что со вступлением в силу закона о запрете рекламы граждане не прекратят заниматься самолечением. Вопрос лишь в том, где они будут брать информацию. Эффективным выходом из ситуации могла бы стать активизация работы МОЗ по информированию общественности о свойствах тех или иных безрецептурных средств. В качестве альтернативного способа решения проблемы – своеобразная цензура со стороны государства на предмет достоверности предоставляемой информации и допуск в СМИ только согласованной рекламы медикаментов.

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

Фотоотчет

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики