O правовых последствиях легализации заработных плат в Украине
Правительство разработало три законопроекта, которые помогут легализовать выплату заработных плат в Украине. Идейный вдохновитель этих законодательных инициатив, который активно ратует за их реализацию, вице-премьер-министр Украины, министр социальной политики Сергей Тигипко отмечает: «20 лет все говорили, что это необходимо делать. Месяц назад я обратился к оппозиции, профсоюзам с письмами о том, чтобы они предоставили свои предложения, но никто не ответил. Сейчас мы представляем свои документы». По его словам, фонд заработной платы после принятия предложенных законов может вырасти по меньшей мере на 60–70 млрд грн – до 440–450 млрд грн.
Однако заявления министра о предполагаемом положительном влиянии законопроектов на ситуацию в государстве уже натолкнулись на волну критики со стороны представителей общественных организаций. Так, по их мнению, предложенные правительством законопроекты, которые на предыдущей неделе представил г-н Тигипко, не дадут желаемого эффекта и могут еще больше тенизировать процесс выплаты вознаграждения за труд. Кроме того, на предпринимателей может лечь непосильный груз штрафных санкций, а расширение полномочий проверяющих органов приведет лишь к усилению коррупции. В итоге работодателям придется сокращать рабочие места и уменьшать фактический размер зарплаты работников.
Что на самом деле скрывается за задекларированными намерениями, и удастся ли усилиями Кабмина сделать невозможное, сломав извечную практику по выплате зарплат «в конвертах», решила выяснить «Судебно-юридическая газета».
«Европейский эффект»
Инициаторы борьбы с зарплатами «в конвертах» объясняют срочную необходимость изменений тем, что из-за неуплаты налогов и взносов с теневых доходов страна теряет миллиарды гривень, которые должны были бы идти в государственный бюджет, Пенсионный и другие страховые фонды, а работники остаются без соответствующей социальной защиты и в будущем – без должного пенсионного обеспечения. По оценкам экспертов различных институций, в Украине по различным теневым схемам работникам выплачивается 40–50% зарплат, что составляет около 145 млрд грн. Существует проблема уравнивания официальных зарплат сотрудников различной квалификации – зачастую как работники простейших профессий, так и руководители имеют оклады на уровне минимальной заработной платы. С большим количеством работников, как известно, работодатели вообще не заключают трудовые соглашения с целью минимизации затрат и получения максимальной прибыли.
В то же время мировой опыт свидетельствует, что во многих странах с целью легализации зарплат осуществлены мероприятия по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда, усилению контролирующих функций инспекции труда по их соблюдению. Это позволило добиться за последние десятилетия стабилизации и даже некоторого сокращения масштабов скрытых форм оплаты труда, увеличить поступления в фонды социального страхования.
По мнению же оппонентов упомянутых инициатив, легализация заработных плат чисто административными методами просто нереальна, и власть в который раз наступает на те же грабли, усиливая административное давление на бизнес и создавая предпосылки для усиления коррупции. Так, по словам народного депутата Виктора Матчука, украинская власть отказалась от успешного польского опыта решения проблемы легализации заработной платы экономическими стимулами через внедрение второго уровня пенсионной системы и страхования медицинских услуг. Однако С. Тигипко отметил, что Украина не сможет внедрить польскую модель: «Они смогли решить это, в первую очередь, экономическими стимулами, которые начали работать: второй уровень пенсионной системы, проведение реформы здравоохранения. К сожалению, у нас ни первого, ни второго нет».
Каждому – по минимальной
Для каждой из 8 категорий работающих украинцев введут свою нижнюю планку зарплаты. Это нововведение отразится в КЗоТе понятием «гарантированная заработная плата». В частности, 1 категории, т. е. представителям «простых» профессий, будет начисляться минимальная зарплата, далее последуют малоквалифицированные, квалифицированные и высококвалифицированные работники, технические служащие, специалисты, профессионалы и руководители предприятий. Для каждой из этих категорий к минимальной зарплате будет применяться определенный коэффициент. Размер коэффициентов еще не определен, однако он будет зависеть и от количества работающих на предприятии людей. По убеждению С. Тигипко, коэффициент для расчета минимальной зарплаты начальника предприятия с наименьшим количеством работников должен равняться как минимум 5. В таком случае получается, что если работник без квалификации получает минимальную заработную плату (на сегодня 960 грн.), то руководитель предприятия должен получать около 5 тыс. грн.
О штрафах
Для достижения цели предлагается предусмотреть усиление ответственности работодателей, в частности, за выплату зарплаты ниже минимальной или позже установленного срока. Предлагается также повысить уровень надзорной функции должностных лиц, уполномоченных применять административные взыскания. Как сказано в пояснительной записке, на сегодня Украина имеет самые низкие штрафные санкции за нарушение законодательства о труде, в т. ч. и за несвоевременную и не в полном объеме выплату зарплаты. В странах Европы минимальные штрафные санкции за указанное нарушение составляют от 8300 грн. (Болгария) до 100 тыс. грн. (Чехия), максимальные – от 83 тыс. грн. (Болгария) до 2 млн грн. (Словакия).
Практически это означает введение активной практики штрафов и проверок. Так, Минсоцполитики инициирует введение для юридических лиц штрафа в размере 34 тыс. грн. за каждого нелегального работника. Как заявил Сергей Тигипко: «Мы предлагаем ввести правонарушение – уклонение от заключения трудового договора в случае фактического допуска к работе и выплаты вознаграждения за работу без начисления и уплаты страховых взносов и налогов. Предлагается ввести за это нарушение штраф в размере 2 тыс. необлагаемых налогом минимумов за каждого неоформленного сотрудника». Лишать свободы, как это было озвучено некоторыми СМИ ранее, по крайне мере, согласно предварительным документам, никого не предполагается. Отметим, что санкции вводятся не только для должностных лиц предприятий, но и для работников – например, штраф за отказ работника от дачи объяснений представителю Госинспекции по вопросам труда.
При этом для должностных лиц Госинспекции прописан достаточно широкий круг прав. Они наделяются правом беспрепятственно и без предварительного уведомления в любое время посещать производственные, служебные и административные помещения собственника или уполномоченных ими органов, а также рабочие места работников, расположенные вне этих помещений, ознакомляться с оригиналами и получать копии бесчисленного количества документов, задавать вопросы и получать необходимые разъяснения, отчеты, материалы, прочую информацию, вносить предписания об устранении нарушений, требовать у физлиц, находящихся в производственных, служебных, административных помещениях, документы, удостоверяющие личность, проводить кино-, фото- и звукофиксацию в качестве вспомогательного средства для установления фактического допуска человека к работе.
Всего лишь концепция?
Мнение относительно того, что предложенные правительством законопроекты не дадут желаемого эффекта, высказал исполнительный вице-президент Конфедерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко: «Они не будут способствовать легализации зарплат, а, скорее, загонят их в тень – или сократят количество предприятий, или приведут к увольнению людей». Также работодатели выступают против высоких штрафов: «Необоснованный размер штрафов. Если объем продукции компании 300–400 тыс. грн., такой штраф нереально оплатить». Позитив, по мнению А. Мирошниченко, в том, что более корректно выписана процедура начисления минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифом первого разряда: «Это те два позитива, которые мы видим, больше их нет».
В каком виде будут приняты правительственные законопроекты, пока остается загадкой. Кабмин планирует в течение следующего месяца провести консультации с работодателями относительно этих законопроектов, выслушать их предложения, доработать документы и после этого передать их на рассмотрение в парламент.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Инфосправка
О штрафах и наказании
Согласно законопроектам «Об ответственности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц-предпринимателей и других субъектов предпринимательской деятельности в сфере труда» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде)»…
– уклонение от оформления трудовых отношений карается штрафом в 34 тыс. грн. за каждого неоформленного работника
– нарушение сроков выплаты зарплаты – до 235 250 грн. (ст. 41 КоАП).
– отказ работника от дачи объяснений должностным лицам органов надзора – до 18 820 грн. (ст. 188-6 КоАП).
– начисление и выплата зарплаты в сумме ниже установленного законом размера минимальной зарплаты – штраф от 470 500 до 941 000 грн. (ст. 175 УК Украины).
Комментарии
Экс-премьер-министр Украины Анатолий Кинах:
– Безусловно, в Украине очень обостряется проблема теневого сектора экономики, в том числе выплаты зарплат «в конвертах». Но эту проблему, на мой взгляд, можно решить только на основе системных комплексных мер, сочетая их с соблюдением необходимых законов рыночной экономики и созданием всех необходимых условий. То есть когда станет выгодно работать, соблюдая законы.
В целом я отрицательно отношусь к пакету предложений, которые оглашены Кабинетом министров в лице г-на Тигипко, предусматривающему, в первую очередь, фискальные, административные, криминальные меры для решения этой серьезной проблемы. По моему мнению, необходимо начинать со снижения уровня фонда налогообложения труда в Украине. Если в европейских странах в среднем взвешенная ставка налогообложения фонда оплаты труда составляет до 27%, то в Украине этот показатель превышает 40–43%. Я уже не говорю о необходимости принятия серьезных мер по повышению производительности труда, инновационной политике, модернизации экономики, снижению энергоемкости и себестоимости производства для повышения доли зарплат и выплат работникам. А та попытка, о которой мы говорим, приведет к еще более изощренным схемам выплаты зарплаты «в конвертах» и росту теневой экономики.
Народный депутат Украины Михаил Чечетов:
– Хочу сказать, что в мире, пожалуй, нет стран, где теневая экономика отсутствует. Каких-нибудь 5–7% экономики все равно находится в тени. В Украине, к сожалению, и это признают все, теневая экономика составляет порядка 50%. Как по мне, одна из основных проблем вывода экономики из тени – это нежелание людей «светить» свои реальные доходы. При всей своей жесткости и твердости я, безусловно, сторонник стимулирующих, а не карательных мер, предлагаемых правительством. Хотя не скрою, что карательное воздействие в некоторых случаях тоже необходимо применять. Поэтому я за то, чтобы как можно больше было всяких вариантов. И любые шаги в этом направлении лучше, чем бездействие. Необходимо к этому процессу подключить интеллектуальный потенциал нашего общества – вплоть до того, что объявить общенациональный конкурс. А потом можно отобрать, формализовать и принять. Ведь выбор у нас невелик: или мы побеждаем теневую экономику и коррупцию, или она нас.
Председатель Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская:
– Люди вынуждены нелегально работать и получать зарплаты в конвертах только потому, что не могут найти легальную работу с достойной зарплатой. Сегодня нет достаточного предложения рабочих мест с достойной легальной зарплатой. Поэтому любые методы репрессий, давления вызовут обратную реакцию – еще большую тенизацию рынка зарплат. Мы прекрасно понимаем, что работодатели переложат нагрузку либо на наемного работника, либо на себестоимость продукции, и тем самым будет вызван очередной виток роста цен. Это абсолютно антиэкономический, варварский шаг.
В США обязательные взносы на пенсионное обеспечение составляют 12,4%, в Швеции – 17,2%. Не удивительно, что в этих странах выгодно платить легальную зарплату, и люди получают свои доходы официально. В Украине обязательный взнос доходит до 50%. Т. е. если работодатель начислил 1000 грн., работник получает на руки чуть больше половины этой суммы, а почти 500 грн. забирает государство в виде налогов. Если бы у нас была такая ставка взноса, как в США, то у людей оставалось бы не 500, а 880 грн.