Все началось в далеком 2006 г., когда Президент Украины подписал Указ «Об основных направлениях совершенствования системы социальных выплат населению». Через несколько лет была разработана Программа экономических реформ на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». И вот 1 марта нынешнего года в стенах украинского парламента был зарегистрирован законопроект об основных принципах предоставления льгот, услуг, выплат и других социальных гарантий с использованием электронных социальных карт.
По мнению авторов законопроекта, в Украине социальная поддержка населения (социальные льготы, пособия и субсидии) является слишком сложной и непрозрачной. Поэтому основные цели разработчики документа видят в совершенствовании системы социальных выплат путем создания единой информационно-аналитической системы учета и управления средствами социальной сферы. А также во внедрении на основе современных информационно-коммуникационных технологий прозрачного механизма адресной реализации социальных льгот и контроля над их объемом. Безусловно, пока сложно прогнозировать, что получится на практике, если законопроект примут, однако можно попытаться проанализировать его на предмет соответствия заявленным целям и содержанию.
Прочь бумажки!
Электронная социальная карта (ЭСК) является документом строгой отчетности и выдается физическим лицам, имеющим право на льготы, услуги, выплаты и другие социальные гарантии. Непосредственно ЭСК будет представлять собой персонализированный идентификационный электронный документ в виде эмитированной смарт-карты. Таких карт, точнее, их видов (типов) будет три: электронное социальное удостоверение, пенсионное удостоверение, удостоверение застрахованного лица в системе общеобязательного государственного социального страхования.
Следует отметить, что, в соответствии с положениями законопроекта, физическое лицо может иметь электронные социальные карты различных типов. Но в случае наличия у держателя более одной электронной социальной карты он может пользоваться лишь той, которая выдана последней. Другие электронные социальные карты, которые есть у держателя, заносятся в базу «стоп-лист», причем держатель может пользоваться другими приложениями (кроме социального), активированными в этих электронных социальных карточках, что выглядит вполне практичным и разумным.
Также карта, по задумке, будет содержать сведения о ее держателе и прочие данные, позволяющие идентифицировать этого держателя, а именно: фамилию, имя и отчество (при наличии) держателя; оцифрованную фотографию держателя; серию и номер электронной социальной карты и срок ее действия; название эмитента электронной социальной карты; оцифрованную подпись держателя. Указанные сведения будут отражаться на электронной социальной карте в виде визуальных реквизитов, которые наносятся способом графической персонализации. Кроме этого, на электронную социальную карту в виде визуальных реквизитов способом графической персонализации могут быть нанесены сведения относительно видов (категорий) льгот, на которые имеет право держатель в соответствии с законодательством.
В зависимости от вида, карты будут выдаваться либо местными отделениями Пенсионного фонда Украины, либо органами труда и социальной защиты населения по месту жительства льготника.
Долгосрочные перспективы
Если говорить о более глубоком и детальном назначении документа, то, согласно пояснительной записке, планируется достичь следующих результатов: повышение уровня охвата социальной поддержкой малоимущих слоев населения при рациональном использовании бюджетных средств; обеспечение адресного характера предоставления социальной поддержки; обеспечение полноты учета лиц, имеющих право на получение социальной поддержки; обеспечение удобства и оперативности обслуживания получателей социальных услуг; увеличение количества услуг, предоставляемых населению с помощью информационно-коммуникационных технологий; упрощение взаимодействия граждан с органами социального обеспечения, процедуры идентификации граждан и подтверждения их права на получение социальной поддержки; получение гражданами дополнительных скидок при обслуживании в торговых и сервисных предприятиях, поддерживающих электронную социальную карту.
Три в одном
Интересным и немного новаторским представлено в проекте понятие социального приложения. Исходя из определения, электронная карта будет содержать несколько приложений: пенсионное, страховое, платежное и электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Страховое приложение активируется в электронной социальной карте в случае приобретения физическим лицом прав в сфере общеобязательного государственного социального страхования. Социальное и пенсионное приложения активируются в случае приобретения физическим лицом права на получение определенного вида льгот, услуг, выплат и других социальных гарантий. Социальное приложение формируется на основании информации из Реестра, а пенсионное и страховое – на основании информации ПФУ. В социальном приложении хранится информация о перечне льгот, услуг, выплат и других социальных гарантий, право на которые имеет держатель, и сведения о видах, размерах и сроках их предоставления.
Важно, что в случае возникновения изменений в правах держателя на получение льгот, услуг, выплат и других социальных гарантий и/или видах, размерах и сроках их выплаты они требуют актуализации информации, содержащейся в приложениях электронной социальной карты. Но каков порядок внесения таких изменений и подачи их держателем, к сожалению, не прописано. Вероятно, это будет оговорено непосредственно при выдаче карты. Также по желанию держателя в электронной социальной карте активируется платежное приложение одного из уполномоченных банков. Перечень таких банков определяет специально уполномоченный орган в сфере социальной политики.
Вместо эпилога
Электронная социальная карта выдается на срок, который определяет эмитент. Держатель после окончания такого срока обязан вернуть карту. В случаях, когда держатель утрачивает право на получение льгот и т. д., предусмотренных определенным видом социальной карты, он также обязан вернуть карту органу, который осуществил ее выпуск.
Если законопроект пройдет все соответствующие процедуры голосования в ВРУ, как закон он вступит в силу через три месяца со дня опубликования. С момента вступления его в силу и до 31 декабря 2014 г. предоставление льгот, услуг, выплат и других социальных гарантий может осуществляться как с использованием электронной социальной карты, так и без такового. Предоставление льгот, услуг, выплат и других социальных гарантий с 1 января 2015 г. осуществляется только с использованием электронных социальных карт.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
Законопроект
Проект ?8178 від 01.03.2011
вноситься народними депутатами України
Коновалюком В.І. (реєстр. ?83),
Гриневецький С. Р. (реєстр. ?432),
Гайдаєв Ю. О. (реєстр. ?408)
ЗАКОН УКРАЇНИ (витяг)
Про основні засади надання пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій з використанням електронних соціальних карток
Цей Закон встановлює основні організаційно-правові засади надання пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій з використанням електронних соціальних карток.
Стаття 5. Суб’єкти правових відносин у сфері надання пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій
1. Суб’єктами правових відносин у сфері надання пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій є: 1) органи Пенсійного фонду України; 2) центральний орган виконавчої влади у сфері соціального захисту населення, загальнообов’язкового державного соціального страхування, соціального обслуговування населення та його органи (далі – спеціально уповноважений орган у сфері соціальної політики); 3) органи виконавчої влади та місцевого самоврядування; 4) головний та регіональні соціальні процесингові центри; 5) еквайри; 6) надавачі послуг; 7) утримувачі; 8) банки, уповноважені брати участь у процесі надання фізичним особам пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій; 9) уповноважені банківські платіжні системи (члени та учасники платіжних систем) – у разі якщо електронна соціальна картка містить платіжний додаток; 10) суб’єкти господарювання, що надають послуги електронного цифрового підпису.
Стаття 16. Додатки електронної соціальної картки
1. Електронна соціальна картка обов’язково містить соціальний додаток, пенсійний додаток, страховий додаток, платіжний додаток та додаток ЕЦП.
2. Страховий додаток активується в електронній соціальній картці у разі набуття фізичною особою прав у сфері загальнообов’язкового державного соціального страхування.
3. Соціальний і пенсійний додатки активуються в електронній соціальній картці у разі набуття фізичною особою права на отримання певного виду пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій.
4. Соціальний додаток формується на підставі інформації з Реєстру, а пенсійний та страховий додатки формуються на підставі інформації Пенсійного фонду України.
5. У соціальному додатку зберігається інформація про перелік пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій, право на які має утримувач та відомості про види, розміри і строки їх надання.
6. У разі виникнення в утримувача змін у правах на отримання пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій та/або змін видів, розмірів і строків їх виплати, такі зміни потребують актуалізації інформації, що міститься в додатках електронної соціальної картки.
7. За бажанням утримувача, в електронній соціальній картці активується платіжний додаток одного з уповноважених банків.
8. Перелік банків, уповноважених брати участь у процесі надання фізичним особам пільг, послуг, виплат та інших соціальних гарантій, визначає спеціально уповноважений орган у сфері соціальної політики.
9. Використання утримувачем додатку ЕЦП здійснюється відповідно до вимог Закону України «Про електронний цифровий підпис».
10. Інші додатки можуть бути встановлені емітентом у електронну соціальну картку у випадках, визначених законодавством України.