В нашем обществе сложился стереотип, по которому пенсионная реформа у большинства населения ассоциируется с повышением размера пенсий. Последнее время добавился еще один стереотип – пенсионную реформу начали сводить к необходимости повышения пенсионного возраста – чаще всего ставится вопрос об уравнивании пенсионного возраста женщин и мужчин. Но и это неверный подход. Хотя без повышения пенсионного возраста государству будет нереально в ближайшие годы сбалансировать солидарную пенсионную систему. Более того придется прибегнуть к еще менее популярным мерам, например, повышение размера взносов в Пенсионный фонд Украины (ПФУ) с нынешних 35,2% до 47%. Кстати, по данным исследования Аналитико-совещательного центра «Голубая лента», наиболее распространенным пенсионным возрастом в Европе является 62-65 лет, мировая тенденция заключается в одинаковом пенсионном возрасте для мужчин и женщин, тогда как в странах бывшего СССР «советский» пенсионный возраст 55/60 лет кроме Украины сохранили еще лишь Россия, Беларусь и Узбекистан.
До 2004 года в Украине существовала лишь солидарная пенсионная система, в которой взносы работодателей и работников в ПФУ направлялись на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Но демографическая ситуация в стране усложняет выполнение этой системой стоящих перед ней задач. Сегодня у нас на 10 плательщиков пенсионных взносов приходится в среднем 9 пенсионеров, а по прогнозам к 2025 году эти показатели сравняются и к 2050 году количество пенсионеров превысит количество плательщиков взносов на четверть. При этом нагрузка на работодателей и работающее население для финансирования солидарной пенсионной системы очень велика, а потребность в дотациях ПФУ из государственного бюджета все возрастает.
Так что проведение в Украине пенсионной реформы неизбежно. Принятый в 2003 г. ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» положил начало такой реформе, закрепив создание в стране трехуровневой пенсионной системы, два из которых – обязательные, а третий – добровольный.
Первый уровень представляет собой реформированную солидарную систему государственного пенсионного страхования: все поступления в ПФУ идут на выплаты нынешним пенсионерам.
Второй уровень также относится к системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, но имеет накопительный элемент. Этот уровень предполагает зачисление части пенсионных взносов работающих (не более 7% зарплаты) на их персональные счета с последующим инвестированием, прежде всего в ценные бумаги, с целью сохранения, защиты от инфляции и приумножения. Инвестиционный доход от инвестирования будет дополнительно увеличивать размер будущих пенсионных выплат. В Украине данный уровень еще не работает, хотя активно ведутся дискуссии по поводу оптимальной в нынешних условиях модели его запуска и функционирования. Однако совершенно очевидно, что этот уровень пенсионной системы, в случае его внедрения, не будет распространяться на лиц среднего и предпенсионного возраста, поскольку у них не будет достаточно времени накопить себе средства на отдельную пенсию из этого источника. Например, Программа экономических реформ на 2010-2014 гг., подготовленная Комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины, предусматривает введение второго уровня пенсионной системы уже в 2012 году с распространением его на работающих лиц до 35 лет.
Третий уровень – это негосударственное пенсионное обеспечение. В данной системе могут принимать исключительно добровольное участие физические и юридические лица.
Негосударственное пенсионное обеспечение и НПФ
Для нормальной работы системы негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрено создание новых организаций – негосударственных пенсионных фондов (НПФ), цель деятельности которых заключается исключительно в накоплении и приумножении пенсионных взносов вкладчиков благодаря инвестированию с последующими выплатами накоплений в виде пенсий своим участникам.
В каждом НПФ обязательно есть вкладчики – юридические и физические лица, которые производят пенсионные взносы в фонд на индивидуальные счета участников. А участниками фонда могут быть только физические лица – будущие пенсионеры. При этом предприятие может быть вкладчиком и делать взносы исключительно для своих сотрудников, а граждане могут производить отчисления в фонд в свою пользу или в пользу ближайших родственников.
В Украине существует три вида негосударственных пенсионных фондов – корпоративные, профессиональные и открытые. Корпоративные фонды создаются исключительно для сотрудников определенной компании или нескольких компаний, профессиональные НПФ ориентированы только на лиц, связанных по роду профессиональной деятельности, которая указана в уставе фонда. А вкладчиками открытых НПФ могут быть любые физические и юридические лица, независимо от профессии, места работы и рода занятий. Именно открытые фонды получили в Украине наибольшее распространение. За 6 лет работы системы негосударственного пенсионного обеспечения в стране зарегистрировано более 100 НПФ, их участниками стали около 500 тыс. человек, а общая стоимость активов приближается к миллиарду гривен. Интересно, что даже во время кризиса система НПФ в целом по стране показывала положительную динамику, а большинство вкладчиков не прекращали производить отчисления в пользу своих сотрудников.
Создание и деятельность НПФ подробно регламентирует ЗУ «О негосударственном пенсионном обеспечении», который действует с 1 января 2004 г. По Закону у каждого фонда, кроме вкладчиков и участников, есть учредители, Совет, администратор фонда, КУА (компания по управлению активами) и банк-хранитель. Совет НПФ определяет условия и порядок негосударственного пенсионного обеспечения участников и инвестиционную политику, разрабатывает пенсионные схемы. Администратор ведет персональные счета участников, обеспечивает выплату пенсий, от имени фонда заключает пенсионные контракты с вкладчиками. Банк-хранитель ведет учет и хранение активов НПФ. Компания по управлению активами отвечает за приумножение средства путем их инвестирования в различные разрешенные Законом инструменты (акции, облигации, банковские депозиты, недвижимость и др.) с соблюдением установленных количественных ограничений. Полученный от инвестирования инвестиционный доход распределяется между участниками фонда пропорционально суммам средств на их индивидуальных счетах.
Ознакомиться с основными показателями работы каждого НПФ поквартально можно на сайте Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (http://npf.dfp.gov.ua/).
Пенсионные выплаты
Участник НПФ начинает получать пенсию из фонда при достижении выбранного им самим пенсионного возраста. Этот возраст может отличаться от определенного Законом для получения государственной пенсии, но не более чем на 10 лет. Т.е. на сегодня женщина – участник НПФ может изъявить желание и начать получать пенсию из НПФ в любой момент между 45 и 65 годами, а мужчина соответственно между 50 и 70 годами.
НПФ имеет право производить 2 вида выплат: единовременная выплата и пенсия на установленный срок, который должен быть не менее 10 лет. Единовременная выплата накоплений с индивидуального счета участника производится в случае их незначительной суммы, а также при наступлении исключительных обстоятельств (серьезное заболевание участника фонда, выезд на ПМЖ за рубеж). В случае смерти участника все деньги с его счета выплачиваются наследникам также в виде единовременной выплаты.
Размер пенсии из НПФ зависит от размера пенсионных взносов и периода их уплаты, суммы инвестиционного дохода, административных затрат фонда на оплату услуг обслуживающих его компаний и срока получения участником пенсионных выплат.
Чем вызван интерес к НПФ
Интерес предприятий к участию в НПФ с экономической точки зрения объясняется малозатратностью по сравнению с другими способами материального поощрения и стимулирования персонала, т.к. взносы в НПФ относятся на валовые затраты, не включаются в фонд оплаты труда и, соответственно, на них не насчитываются обязательные сборы в ПФУ и фонды социального страхования.
Если речь идет о юридических лицах, деятельность которых финансируется за счет госбюджета, то возможность осуществления ими взносов в НПФ в пользу своих сотрудников должна быть прямо предусмотрена законом. Но чтобы обеспечить себе дополнительную пенсию из НПФ, не обязательно полагаться только на своего работодателя. Каждый человек может самостоятельно выбрать себе НПФ и заключить пенсионный контракт.
К услугам НПФ порой прибегают работники тех предприятий и организаций, в которых кроме официальной, как правило, невысокой зарплаты, принято выдавать «поощрение в конверте». Ясно, что такое на первый взгляд приятное вознаграждение, к сожалению, никоим образом не увеличит размер государственной пенсии, которую работник будет получать. Однако, заключив пенсионный контракт с НПФ, такие граждане могут самостоятельно делать взносы в свою пользу, обеспечивая себе в будущем пенсию из еще одного источника – негосударственного пенсионного фонда.
Размер и периодичность уплаты пенсионных взносов в НПФ устанавливается пенсионными схемами, которые предлагает каждый НПФ и одну из которых выбирает вкладчик, заключая контракт. Некоторые фонды предлагают схему, которая предполагает любой размер взносов с любой периодичностью, в т.ч. разовое внесение крупных сумм. Такая форма участия в НПФ подходит тем людям, которые, например, желают сделать одноразовый взнос или несколько взносов из эпизодических доходов, например, от продажи недвижимости. Пользуются популярностью такие схемы также у частных предпринимателей и людей творческих профессий.
Анализ работы фондов показывает, что востребована у вкладчиков и возможность производить в НПФ взносы в пользу своих ближайших родственников (супругов, детей и родителей), обеспечивая их в будущем дополнительной пенсией и используя уже сейчас предоставленные Законом в этом случае налоговые льготы, состоящие в отнесении взносов в НПФ на налоговый кредит и возврате из бюджета излишне уплаченного налога на доходы физических лиц. Кстати, если сегодня для получения налоговой льготы на взносы в НПФ в свою пользу или в пользу своих близких вкладчик должен по результатам года обращаться в налоговую инспекцию, то проект Налогового кодекса упрощает эту процедуру и предполагает ее использование на уровне «работодатель - работник», т.е. без обращения в налоговые органы.
Таким образом, суть пенсионной реформы означает предоставление рядовым гражданам возможности получать пенсии из трех различных источников – 3-х уровней пенсионной системы. Но пока не внедрен 2-й уровень, то таких источников только два, и формирование этого второго источника благосостояния в зрелом возрасте за счет добровольных взносов напрямую зависит от нашего желания и возможностей. То есть государство дало нам дополнительный шанс и важно им разумно воспользоваться.
Елена Васильченко, канд. юрид. наук,
руководитель проектов КУА «КИНТО»