18 ноября 2004 года был принят ЗУ «О социальной защите детей войны». Категория «дети войны» является новеллой украинского законодательства. Ранее статус лиц, которым ко 2 сентября 1945 г. не исполнилось 18 лет, не был законодательно определен. Обеспечению достаточного жизненного уровня и достойного материального состояния людей, которые родились или росли в страшные годы отечественной войны, государственной властью не было уделено надлежащего внимания. Но этим людям, закаленным борьбой за жизнь даже в преклонном возрасте, преодолевающим болезни и забывающим о необходимости отдыха, приходится продолжать сражение. В судебном порядке старики вынуждены требовать реализации права на социальную защиту. Помощь государства: на бумаге есть, фактически – нет
Определенные шаги законодателя в направлении повышения социальной защищенности детей войны были, наконец, сделаны в этом году. Так, ЗУ «О внесении изменений в Закон Украины «О социальной защите детей войны» от 16 февраля 2010 года предусмотрены следующие льготы для детей войны: а) право на преимущественное оставление на работе при сокращении численности или штата работников; б) использование очередного отпуска в удобное для них время; в) получение дополнительного отпуска без сохранения зарплаты сроком до двух недель в год; г) выплата помощи по временной нетрудоспособности в размере 100% средней зарплаты независимо от стажа работы; д) право на первоочередной отвод земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества; е) бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным и водным транспортом пригородного соединения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (Автономной Республики Крым) по месту проживания; ж) право на 25-процентную скидку при плате за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией) в пределах средних норм потребления; е) дети войны, которые являются инвалидами, имеют право на стационарную медпомощь в госпиталях ветеранов войны. Госпитализация проводится при соответствующих показаниях и наличии свободных мест.
Государственная социальная поддержка детей войны, согласно ст. 6 Закона о социальной защите детей войны, также состоит в предоставлении права на получение к пенсии, ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, повышения в размере надбавки, установленной для участников войны. Однако сейчас административные и местные суды всех областей Украины перегружены исковыми заявлениями от пенсионеров-детей войны о взыскании недоплаченного на протяжении 2006-2009 гг. ежемесячного повышения к пенсии, гарантированного указанной нормой закона. Ситуация с невыплатой этого повышения сложилась из-за законодательных преград, которые, очевидно, стали следствием нежелания соответствующих органов государственной власти закладывать соответствующие расходы в государственный бюджет Украины.
Законодательное обеспечение надбавки к пенсии
Статьей 95 Конституции Украины определено, что любые расходы государства на общие нужды, а также размер и целевое направление этих расходов определяются законом о государственном бюджете Украины. Нормы, которые вводятся этим законом, действуют на протяжении бюджетного года и являются приоритетными относительно других законов.
Так, п. 17 ст. 77 ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» было остановлено на 2006 г. действие ст. 6 Закона о социальной защите детей войны и в дальнейшем предусмотрено, что льготы детям войны вводятся поэтапно, согласно результатам выполнения бюджета в первом полугодии. Однако на протяжении 2006 года Кабмином Украины указанный порядок внедрения и выплаты льгот детям войны определен не был. Согласно ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» установлено, что в 2007 г. повышение к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию либо государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, согласно ст. 6 Закона о социальной защите детей войны, выплачиваться будет лишь лицам, являющимся инвалидами. Наряду с этим ч. 1 ст. 6 Закона о социальной защите детей войны ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. изложена в новой редакции: «Детям войны к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию либо государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, выплачивается повышение в размере надбавки, установленной для участников войны».
Согласно ст. 22 Конституции Украины конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесенные изменений в действующие законы не допускается сужения содержания и объема существующих прав и свобод. Статьей 46 Конституции Украины определено, что пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом. В ст. 3 Закона о социальной защите детей войны четко указано, что государственные социальные гарантии детям войны, установленные этим Законом, не могут быть ограничены или упразднены другими нормативно-правовыми актами.
По конституционному представлению 46 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины отдельных положений ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» (дело о социальных гарантиях граждан) положение относительно детей войны в ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» признано неконституционным, поскольку нарушалось гарантированное ст. 48 Конституции Украины право каждого на достаточный жизненный уровень. Также 22 мая 2008 г. было вынесено Решение Конституционного Суда Украины, которым признаны неконституционными отдельные положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», касающиеся выплаты финансовой помощи детям войны.
Принимая во внимание сказанное, суды чаще всего приходят к выводу о частичном удовлетворении требований истцов с момента вынесения Решений КСУ и на время их действия относительно соответствующего закона, а доводы ответчиков, в частности органов Пенсионного фонда Украины, отвергают как такие, которые противоречат конституционным нормам в сфере социальной защиты граждан.
Дети войны добиваются справедливости в судах
Несмотря на течение времени, не было принято никаких срочных мер, кроме сбора статистических данных о количестве представленных исковых заявлений. Отсутствие экономической составляющей в реализации законов и решений Конституционного Суда Украины, нарушение норм Конституции в сфере социальной защиты граждан, в конце концов, нивелируют нормы Общей декларации прав человека относительно гарантирования социальных прав человека. В такой ситуации, когда государство, решая вопрос о «целесообразности» неуклонного выполнения норм Конституции относительно социального обеспечения наименее защищенных категорий населения в условиях бюджетного голода, допускает ограничение прав своих граждан, детям войны не остается ничего другого, как доказывать законность своего права и обоснованность интереса самостоятельно. Как говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
В современных украинских реалиях правовая осведомленность часто выступает чуть ли не единственным ручательством выполнения государством предоставленных им же гарантий.
Решая вопрос, как именно необходимо действовать детям войны, отстаивая свои права, следует заметить, что, учитывая вышеизложенные изменения в законодательстве, которыми вводилась в действие статья 6 Закона о социальной защите детей войны на протяжении 2006–2009 годов, видится следующее:
- с 1 января по 31 декабря 2006 года – повышений не было;
- с 1 января по 8 июля 2007 года – повышений не было;
- с 9 июля по 31 декабря 2007 года – 30% надбавка согласно решению КС Украины;
- с 1 января по 22 мая 2008 года – размер надбавки уменьшен до размера надбавки, установленной для участников войны;
- с 22 мая по 31 декабря 2008 года – 30% надбавка согласно решению КС Украины;
- с 1 января по 31 декабря 2009 года – до 30% согласно статье 6 ЗУ «О социальной защите детей войны».
То есть за периоды 09.07-31.12 2007 г., 22.05.-31.12 2008 г., 01.01. – 31.12 2009 г. дети войны имеют право через суд требовать от органов ПФУ выплаты надбавки к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту. Оптимизма при предъявлении иска должен добавить тот факт, что подавляющее большинство аналогичных споров в украинской судебной практике решается в пользу именно истцов – детей войны. Управления ПФУ, конечно же, подают апелляционные жалобы на такие решения судов, но, как правило, эти жалобы не удовлетворяют, оставляя решение без изменений.
Однако, не все так радужно в этом деле. Главной проблемой отечественного судопроизводства является стадия выполнения решения, особенно, если должником выступает субъект, который финансируется из государственного бюджета Украины. На данное время решения судов апелляционной инстанции об обязательстве органа Пенсионного фонда Украины осуществить детям войны начисления и выплату надбавки к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту за период 2007–2009 годы в соответствии со ст. 6 Закона о социальном статусе детей войны не согласовываются с другими законодательными актами Украины. Также они не отвечают нормам Законов о бюджетах на соответствующие предыдущие года, в которых был четко определен размер выплат повышения, которое должны получать дети войны. Выполнение таких решений суда органами ПФУ возможно лишь в принудительном порядке через органы Государственной исполнительной службы, что установлено Законом Украины «Об исполнительном производстве».
Без таких решений Пенсионный фонд не имеет права собственные средства направить на эти выплаты, так как это противоречит пункту 9 Положения «О Пенсионном фонде Украины», где предусмотрен исчерпывающий перечень направлений освоения средств Пенсионного фонда Украины, которые используются исключительно по назначению и изъятию не подлежат. Однако следует отметить, что после поступления в соответствующие управления Пенсионного фонда исполнительных листов, свои обязательства, предусмотренные процессуальным законом, они осуществляют – дети войны, наконец, получают оспариваемые суммы. И в результате оказывается, что все приложенные усилия не напрасны!
Игорь Галицкий,
аспирант Одесской национальной юридической академии
Порядок получения 30% надбавки к пенсии для детей войны
Шаг 1. Заявление в ПФУ
Первым шагом должно стать обращение с соответствующим заявлением в районное управление Пенсионного фонда Украины (образец 1). Согласно ст. 20 ЗУ «Об обращении граждан», которой руководствуются в ПФ, обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не нуждаются в дополнительном изучении, — безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Обращения граждан, которые имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке. Таким образом, ответ на заявление должен быть предоставлен в указанный срок.
Следует отметить, что письмо-ответ начальника соответствующего управления ПФ, скорее всего, будет содержать ожидаемое объяснение, что, к сожалению, в госбюджете деньги на детей войны не предусмотрены, а потому надо обращаться в суд. Однако, несмотря на такую предсказуемость, представление заявления в Пенсионный фонд является необходимым условием для обращения в суд для защиты своего нарушенного права.
Шаг 2. Составление иска в суд
Правильным будет посоветовать обратиться к квалифицированному юристу за помощью в подготовке искового материала и для представительства интересов в суде, ведь верным является тот факт, что, например, при представлении искового заявления могут возникать осложнения, обусловленные реализацией принципа единой процессуальной формы, а профессионал поможет избежать ошибок, обеспечить правильное процессуальное оформление интересов во время судебного производства. Однако собственные права можно отстаивать и самостоятельно!
При подготовке искового заявления (образец 2) необходимо прежде всего ознакомиться с требованиями закона относительно его содержания и формы (ст.ст. 119, 120 ГПК Украины).
Шаг 3. Уплата судебного сбора.
Кроме подготовки самого текста искового заявления, документов, которые подтверждают требования, необходимо уплатить судебный сбор в размере 3 грн. 40 коп. Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно получить в суде. Кроме судебного сбора в государственный бюджет, также платятся расходы на информационно-техническое обеспечение (ИТО). Заметим, что эти расходы определяются судом к уплате после постановления решения в деле. Также отметим, что действующее законодательство предусматривает возможность освобождения от уплаты судебного сбора и расходов на ИТО в связи с тяжелым материальным положением истца. Указанное обстоятельство необходимо отмечать при подаче искового заявления.
Шаг 4. Судебное разбирательство
Вам не обязательно лично присутствовать на судебных разбирательствах. Во-первых, вы можете написать доверенность на предоставление своих интересов на любого из своих родственников. Во-вторых, в иске можно указать просьбу о рассмотрении дела в ваше отсутствие.
Шаг 5. Исполнение решения
Органы Пенсионного фонда выдадут вам положенные деньги только после того, как вы предоставите исполнительный лист, полученный на основании решения суда. Походы в Государственную исполнительную службу также можно переложить на плечи родственников.
Зразок 1
Начальнику Управління Пенсійного фонду України в ____________ районі
ПІБ начальника
від ПІБ особи, яка звертається,
__.__.____ року народження, що мешкає за адресою: __________тел. _____________
З А Я В А
У відповідності до ст.6 Закону України «Про соціальний захист дітей війни» (надалі – Закон), я маю право на щомісячну соціальну допомогу у розмірі 30 відсотків від розміру мінімальної пенсії за віком. Закон набрав чинності з 01.01.2006 року, проте передбаченої Законом щомісячної соціальної допомоги я досі не отримував.
Законами України «Про Державний бюджет України на 2006 рік», «Про Державний бюджет України на 2007 рік» та «Про Державний бюджет України на 2008 рік та про внесення змін до деяких законодавчих актів України» дію положень ст.6 вищезгаданого Закону було призупинено, але відповідно до Рішень Конституційного Суду України ? 6-рп/2007 від 09.07.2007 року та ? 10-рп/2008 від 22.05.2008 року положення законів про державний бюджет, якими обмежувалося моє право на отримання щомісячної соціальної допомоги в розмірі 30 відсотків від розміру мінімальної пенсії за віком, були визнані неконституційними та втратили свою чинність з дня їх ухвалення.
Враховуючи, що рішення Конституційного Суду України є обов’язковим до виконання на території України, прошу Вас провести перерахунок призначеної мені пенсії з підвищенням її на 30 відсотків з врахуванням розміру мінімальної пенсії за віком та забезпечити її виплату мені за період з 2006 по 2007 роки, а також повідомити дату виплати і суму сплаченої соціальної допомоги у 2008 і 2009 роках.
Про результати розгляду моєї заяви прошу мені повідомити у встановлені законодавством строки.
Дата Підпис
Зразок 2
________________ районному суду
Позивач: ПІБ, _.__.____ року народження, що мешкає за адресою: _______, тел. __________.
Відповідач: Управління Пенсійного фонду України в ________________ районі,
адреса: __________, тел. ______________.
Ціна позову: 5065,10 грн.
ПОЗОВНА ЗАЯВА
про стягнення недоплачених сум щомісячної державної
соціальної допомоги дітям війни
У відповідності до статті 1 Закону України «Про соціальний захист дітей війни» від 18.11.2004 року (далі – Закон) я маю статус дитини війни. Згідно зі статтею 6 Закону, з 01.01.2006 року мені повинна виплачуватись щомісячна соціальна державна допомога у розмірі 30 відсотків мінімальної пенсії за віком.
Відповідно до п. 2.1. Постанови правління Пенсійного фонду України «Про затвердження Положення про управління Пенсійного фонду України в Автономній Республіці Крим, областях, містах Києва та Севастополі, Положення про управління Пенсійного фонду України в районах, містах і районах у містах» від 30 квітня 2002 року ?8-2, основним завданням органів Пенсійного фонду України є забезпечення своєчасного і в повному обсязі фінансування та виплати пенсій, допомоги на поховання та інших виплат, які згідно із законодавством здійснюються за рахунок коштів фонду та інших джерел, визначених законодавством. Таким чином, виплата надбавки до пенсії мала здійснюватись відповідачем.
Всупереч ст. 22 Конституції України, якою передбачено, що при прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів не допускається звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод, пунктом 17 статті 77 та статтею 110 Закону України «Про Державний бюджет України на 2006 рік» від 20.12.2005 року та пунктом 12 статті 71 3акону України «Про Державний бюджет України на 2007 рік» від 19.12.2006 року дію статті 6 Закону України «Про соціальний захист дітей війни» було зупинено на 2006 та 2007 роки відповідно. Пунктом 41 розділу II Закону України «Про Державний бюджет України на 2008 рік та про внесення змін до деяких законодавчих актів України» від 28.12.2007 року положення статті 6 закону було викладено в новій редакції, і при цьому право на державну соціальну допомогу дітям війни було обмежено.
Проте, рішеннями Конституційного Суду України від 9.07.2007 року ? 6 – рп/2007 та ? 10-рп/2008 від 22.05.2008 р. положення, що призупиняли дію статті 6 Закону, були визнані такими, що не відповідають Конституції України (є неконституційними) та втратили свою чинність з дня їх ухвалення. Таким чином, Відповідач був зобов’язаний здійснювати виплату належної мені допомоги у розмірі 30 відсотків мінімальної пенсії за віком за 2007, 2008 роки. Відповідно до ст. 92 Конституції України, виключно законами України визначаються основи соціального захисту, форми і види пенсійного забезпечення. Частиною 20 ст. 1 Бюджетного кодексу України визначено, що закон про Державний бюджет України – це закон, який затверджує повноваження органам державної влади здійснювати виконання Державного бюджету України протягом бюджетного періоду.
З врахуванням зазначеної норми ст. 22 Конституції України, зупинення Законом України «Про Державний бюджет України на 2006 рік» дії ст. 6 Закону на 2006 рік було грубим порушенням положень Конституції України. Відповідач зобов’язаний був керуватись Конституцією України – як законом прямої дії та здійснити нарахування державної соціальної допомоги в розмірі 30 відсотків і за 2006 рік також. З тих самих міркувань виходив Конституційний Суд України, ухвалюючи Рішення ?10-рп/2008 від 22.05.2008 р., зокрема в п. 5.4. якого було встановлено, що «законом про Держбюджет не можна вносити зміни до інших законів, зупиняти їх дію чи скасовувати їх, оскільки з об’єктивних причин це створює суперечності у законодавстві, і як наслідок – скасування та обмеження прав і свобод людини і громадянина. У разі необхідності зупинення дії законів, внесення до них змін і доповнень, визнання їх нечинними, мають використовуватися окремі закони».
Попри те, що Конституція України, як закон прямої дії, має вищу юридичну силу, а Рішення Конституційного суду є обов’язковим до виконання на території України, остаточним і не може бути оскаржено, відповідач порушив моє, гарантоване Конституцією України та ст. 6 Закону, право. Такі дії відповідача є незаконними, оскільки відповідно до частини 2 статті 3 Закону, державні соціальні гарантії дітям війни, встановлені цим законом, не можуть бути обмежені або скасовані іншими нормативно-правовими актами.
В свою чергу, згідно з частиною 2 статті 19 Конституції України органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України. Таким недоплата Відповідачем належної соціальної допомоги у розмірі, передбаченому статтею 6 Закону, є протиправною і такою, що суперечить Конституції та законам України.
Розмір підвищення до пенсії відповідно до ст. 6 Закону становить 30 відсотків мінімальної пенсії за віком. Мінімальна пенсія за віком, відповідно до ст. 28 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування», встановлюється у розмірі прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність.
Згідно із Законом України «Про Державний бюджет України на 2006 рік», прожитковий мінімум для осіб, які втратили працездатність, становить: з 1 січня – 350 гривень, з 1 квітня – 359 гривень, з 1 жовтня – 366 гривень.
Згідно із Законом України «Про Державний бюджет України на 2007 рік», прожитковий мінімум для осіб, які втратили працездатність, складає: з 1 січня – 380 гривень, з 1 квітня – 406 гривень, з 1 жовтня – 411 гривень.
Згідно із Законом України «Про Державний бюджет України на 2008 рік та про внесення змін до деяких законодавчих актів України», прожитковий мінімум для осіб, які втратили працездатність, складає: з 1 січня – 470 гривень, з 1 квітня – 481 гривню, з 1 липня – 482 гривні, з 1 жовтня – 498 гривень.
В 2008 році згідно Закону України «Про Державний бюджет України на 2008 рік та про внесення змін до деяких законодавчих актів України», мені була виплачена соціальна допомога як дитині війни в обмеженому розмірі на суму 579,3 грн. ( з 1 січня 2008 р. – 47,00 грн.; з 1 квітня 2008 р. – 48,10 грн.; з 1 липня 2008 р. – 49,80 грн.).
У 2009 році прожитковий мінімум для осіб, які втратили працездатність та фактичні виплати надбавок дітям війни не змінилися.
З огляду на вищенаведене, мені як особі, що має статус дитини війни належало виплачувати щомісячну державну соціальну допомогу у наступних сумах:
§за 2006 рік – 1290,60 грн.:
·Січень – березень (350 грн. х 30%) х 3 місяця = 315,00 грн.;
·Квітень-вересень (359 грн. х 30%) х 6 місяців = 646,20 грн.;
·Жовтень-грудень (366 грн. х 30%) х 3 місяця = 329,40 грн.;
§за 2007 рік – 1420,70 грн.:
·Січень – березень (380 грн. х 30%) х 3 місяця = 342,00 грн.;
·Квітень-вересень (406 грн. х 30%) х 6 місяців = 730,80 грн.;
·Жовтень-грудень (411 грн. х 30%) х 3 місяця = 369,90 грн.;
§за 2008 рік – 1737,90 грн.:
·Січень – березень (470 грн. х 30%) х 3 місяця = 423,00 грн.;
·Квітень-червень (481 грн. х 30%) х 3 місяців = 432,90 грн.;
·Липень-вересень (482 грн. х 30%) х 3 місяця = 433,80 грн.;
·Жовтень – грудень (498 грн. х 30%) х 3 місяця = 448,20 грн.;
§за 2009 рік – (498 грн. х 30%) х 12 міс. = 1792,80 грн.
Загальна сума, яка мені мала бути виплачена як дитині війні за 2006-2009 роки становить – 6242,00 гривень.
Але фактично виплачено лише за період з 01.01.2008 року у сумі 1176,90 грн., в тому числі:
§Січень – березень 2008 року – 47 грн. х 3 місяця = 141,00 грн.;
§Квітень-червень 2008 року – 48,10 грн. х 3 місяців = 144,30 грн.;
§Липень-вересень 2008 року – 48,20 грн. х 3 місяця = 144,60 грн.;
§Жовтень – грудень 2008 року – 49,80 грн. х 3 місяця = 149,40 грн.;
§За 2009 рік – 49,80 грн. х 12 місяців = 597,60 грн.
Таким чином, недоотримана мною сума соціальної допомоги за 2006-2009 роки складає 5065,10 грн. (6242,00 грн. – 1176,90 грн. = 5065,10 грн.)
На підставі вищевикладеного, керуючись частиною 2 статті 3, статтею 6 Закону України «Про соціальний захист дітей війни», статтями 8, 22, 55, 95 Конституції України, ст.ст. 118-120 ЦПК України,
ПРОШУ:
1. стягнути з відповідача – Управління Пенсійного фонду України в ____________ районі ______ області на мою користь недоплачені за 2006-2009 роки суми щомісячної державної соціальної допомоги за 2006, 2007, 2008 і 2009 роки – 5065 (п’ять тисяч шістдесят п’ять) грн. 10 коп.;
2. стягнути з відповідача на мою користь суму сплачених мною судових витрат (судовий збір та збір на інформаційно-технічне забезпечення судового розгляду);
3. розгляд справи прошу провести без моєї участі.
Додатки:
1. копія паспорта позивача,
2. копія пенсійного посвідчення з відміткою «Діти війни»;
3. копія довідки УПФ ? 207 від 15.02.2010 р.;
4. квитанції про сплату державного мита і збору на ІТЗ;
5. копія позову з копіями додатків.
Дата Підпис
Нота Бене!
Не ошибитесь в расчетах!
Важным элементом при составлении иска являются расчеты надлежащих к уплате сумм надбавок за определенный период.
Для расчетов суммы надбавки необходимо высчитать 30% от минимальной пенсии по возрасту. За 2007 год это будет 735,3 грн. За 2008 — 1737,9. За 2009 — 1958,4. Вместе — 4432,3 грн. А если взять весь период — 2006–2009 годы, то сумма иска составляет 5117 гривен. Здесь следует обратить внимание на то, что во исполнение постановления Кабинета Министров Украины ? 530 от 28 мая 2008 года «Некоторые вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан» в 2008-2009 годы осуществлялись фактические начисления и выплаты надбавок в размере от 47 грн. до 49,80 грн. При определении цены иска необходимо отминусовать эти суммы (см. образец 2).
Минимальная пенсия по возрасту составляла:
Месяц | 2007 год | 2008год | 2009 год |
Январь | - | 470 | 544 |
Февраль | - | 470 | 544 |
Март | - | 470 | 544 |
Апрель | - | 481 | 544 |
Май | - | 481 | 544 |
Июнь | - | 481 | 544 |
Июль | 406 | 482 | 544 |
Август | 406 | 482 | 544 |
Сентябрь | 406 | 482 | 544 |
Октябрь | 411 | 498 | 544 |
Ноябрь | 411 | 498 | 544 |
Декабрь | 411 | 498 | 544 |
Сумма минимальных пенсий всего за год | 2451 | 5793 | 6528 |
Период за 2006 год мы не рассматриваем, поскольку, руководствуясь нормами действующего законодательства о сроке исковой давности, суды принимают решение об отказе в удовлетворении иска в этой части. Ведь согласно ст. 257 ГК Украины общая исковая давность устанавливается продолжительностью в три года. Правда, в ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с 09.07.2003 года ? 1058-IV есть статья 46, часть вторая которой предусматривает, что «начисленные суммы пенсии, не полученные по вине органа, который назначает и выплачивает пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения любым сроком с начислением компенсации потери части доходов. Компенсация потери части пенсии в связи с нарушением сроков ее выплаты пенсионерам осуществляется согласно закон