Ничто не делает старость столь грустной, как смешная пенсия. Слова советского писателя Леонида Сухорукова с наибольшей точностью характеризуют рядового украинского пенсионера, прозябающего в материальной нужде всю оставшуюся жизнь. Молодое же поколение пока тешит себя надеждой, что уж их-то ждет иная участь, так называемая «европейская старость» с прогулками на велосипедах, «скучной» игрой в бридж за бокалом выдержанного вина по вечерам и вояжами в теплые страны, «чтобы кости погреть». Быть тому или нет, попыталась выяснить «Судебно-юридическая газета», изучив ситуацию с продвижением пенсионной реформы.
Кто обеспечит достойную старость
Подводя итоги 100 дней работы правительства, премьер-министр Николай Азаров заговорил об изменениях в пенсионном законодательстве, пообещав в ближайшее время начать пенсионную реформу. Глава правительства заметил, что потребность реформирования вызвана тем, что национальная система пенсионного обеспечения очень устарела по сравнению со странами-соседями и странами Европейского Союза и не гарантирует нашим гражданам нормальную обеспеченную старость. Впрочем, здесь и начинать ничего не нужно, ведь первый этап пенсионной реформы начался еще в 2004 г. Тогда, по словам Премьера, была ликвидирована уравниловка и повышена база пенсионных начислений. Второй этап предусматривает создание персонифицированных счетов, на которые каждый гражданин будет насчитывать средства и, «что очень важно, никто без его согласия не сможет тратить эти деньги».
Причем участие в накопительном пенсионном обеспечении будет исключительно добровольным, заметил Азаров, пообещав, что государство, как только начнет богатеть, будет насчитывать свою долю к этим накоплениям: «У каждого человека появится возможность до 55–65 лет, в зависимости от того, когда он будет выходить на пенсию, получить, кроме основной пенсии, гарантированной государством, еще ту пенсию, которую он сам себе накопит».
В качестве пояснения заметим, что Концепция проведения пенсионной реформы была принята еще распоряжением Кабинета Министров Украины от 14 октября 2009 года (в период премьерства Юлии Тимошенко). В ней, в частности, предусматривалось проведение реформы в два этапа. На первом (2010 – 2013 гг.) предусматривается произвести повышение пенсий путем усовершенствования механизма их индексации для устранения диспропорций в размерах пенсий, назначенных в разные годы. На втором этапе (2014 – 2017 гг.) предусматривается поэтапное внедрение обязательной накопительной пенсионной системы и обеспечение равноправия граждан путем внедрения единых правил назначения пенсий.
Пенсионное обеспечение в недалеком будущем
На данном этапе концепция системы пенсионного обеспечения в Украине определена законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» ?1058-IV от 09.07.2003 г. и «О негосударственном пенсионном обеспечении» ?1057-IV и предусматривает трехуровневый тип пенсионных начислений.
Первым уровнем является общеобязательная солидарная система пенсионного страхования, которая финансирует за счет средств Пенсионного фонда так называемые базовые (минимальные, но гарантированные) пенсии. Размер пенсий здесь будет зависеть от размера заработной платы работника, с которой уплачивались взносы, а также страхового стажа.
Второй уровень заключает в себе общеобязательную накопительную систему государственного пенсионного страхования. Ожидается, что после его введения часть общеобязательных перечислений в пенсионную систему будет накапливаться в едином Накопительном фонде и учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, в пользу которых эти перечисления сделаны. Деньги будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляции.
Третий уровень — это система негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, а так же работодателей в формировании пенсионных накоплений, с целью получения гражданами дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат за счет отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение. Заметим, что в соответствии с действующим законодательством негосударственное пенсионное обеспечение (третий уровень) осуществляется с помощью негосударственных пенсионных фондов путем заключения пенсионных контрактов между администраторами ПФ и вкладчиками, страховыми организациями путем заключения договоров накопительного страхования жизни и банковскими учреждениями путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений.
Власть, если верить обнародованной на сайте Президента программе, планирует внедрить накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования в период до 2012 года. Документом предполагается, что ею будут охвачены люди, которым в 2012 году исполнится не больше 35 лет. Условия внедрения накопительного уровня пенсионной системы, в частности, размер взноса, планируется уточнить до конца текущего года. Первый заместитель председателя фракции Партии регионов Михаил Чечетов сообщил «Судебно-юридической газете», что работа в этом направлении ведется очень интенсивно, однако соответствующего документа в Парламенте все еще нет. В тоже время депутат убежден, что пенсионное законодательство будет принято уже в этом году.
Однако не все члены коалиции солидарны с мнением о необходимости введения накопительных счетов. В частности, лидер фракции коммунистов Петр Симоненко считает эту меру на данном этапе нецелесообразной. Действительно, доходы большей части украинцев позволяют лишь сводить концы с концами, где уж там про старость думать. Необходимо заметить, что введение накопительной пенсионной системы идет рука об руку с легализацией заработных плат граждан и стабильной экономикой. Первое, как и второе, все еще является существенной проблемой для Украины.
В каком возрасте будем уходить на пенсию?
Еще одним спорным моментом реформы является увеличение пенсионного возраста. Не секрет, что Украина имеет один из самых низких возрастных цензов для выхода на заслуженный отдых среди стран Европы, где на пенсию идут в среднем на пять лет позже. Европейская Комиссия не раз рекомендовала Украине повысить возрастной порог. К слову, это также является одним из условий, которое выдвигало МВФ для предоставления транша. Однако при этом стоит заметить, что средняя продолжительность жизни у нас тоже ниже, чем в Европе: украинские мужчины живут в среднем около 62 лет, а женщины 74. Кроме того, из-за снижения рождаемости и оттока трудоспособного населения за рубеж уже сейчас в Украине на 10 работающих приходится 9 пенсионеров, которых год от года будет становиться все больше, вместе с пенсионерами будут увеличиваться и отчисления в ПФ, что вряд ли может обрадовать нынешнее трудоспособное поколение. Именно поэтому большинство экспертов убеждены, что повышение возрастного ценза — это лишь вопрос времени, причем не такого уж и отдаленного.
В любом случае конкретные шаги к изменению пенсионного законодательства просто необходимы, как и меры, сопутствующие эффективному внедрению новшеств. А что касается нынешних перспектив «золотой поры», то идея о «маленьком свечном заводике» все еще остается актуальной.
Алена Конорева,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарии
Народный депутат Петр Симоненко (КПУ):
— Эти два счета, о которых вы говорите, – это солидарный и накопительный, они предусмотрены пенсионной реформой, которая была принята еще при Леониде Кучме. Мы против этого выступаем, потому что это нецелесообразно. Вот давайте мы на вас эксперимент проведем. Вы молоды, работаете, но открыли ли вы для себя накопительный счет? Нет! Вот! Мы должны сегодня понимать, что в данной ситуации это невозможно сделать, потому что 70–80% расходов в семье — это те средства, которые идут на оплату жилья и пропитания. У человека нет денег на его духовное развитие, на отдых, здоровье, обучение. Поэтому, когда говорится об этом, то таким образом государство отказывается от достойного уровня пенсионного обеспечения. Металлург в Европе получает 3800 евро, давайте, чтобы металлург в Украине получал столько же при нынешнем уровне цен, а не 280 евро как сегодня. Вот тогда мы будем с вами говорить об этом, а так у нас европейский уровень цен, низший уровень заработной платы, и говорится о том, что человек от этой зарплаты, на которую он не может прокормить семью, должен обеспечить себе еще и пенсионное обеспечение. Но это полнейший абсурд!
Народный депутат Вячеслав Кириленко (НУНС):
— Накопительный уровень пенсионной системы будет работать эффективно, если в экономике будут деньги. Если зарплаты выйдут из тени, половина ВВП выйдет из тени и работники смогут из этих белых заработных плат накапливать себе средства на будущую пенсию. Пока этого всего нет, разговоры про накопительную систему не более чем разговоры, поэтому подготовительный этап должен быть очень серьезным и более всего связан с борьбой с коррупцией и выводом экономики из тени. А это отдельное задание, и ни одно министерство труда, ни один пенсионный фонд с этим заданием справиться не может. Мне кажется, что пока это не более чем дискуссия, но полезная, потому что пенсионная реформа требует реформирования — это другая плоскость проблемы, о которой нельзя забывать. Уже сейчас на 10 работающих у нас 9 пенсионеров, а пропорция эта, понятное дело, увеличивается не в пользу работающих. Таким образом, пенсионный фонд может попасть под полное дотирование со стороны государственного бюджета очень быстро, буквально через несколько лет. Это означает, что все политические и общественные силы, которые заинтересованы в том, чтобы произошла социальная реформа, должны найти общую точку зрения.