Оформление мелких ДТП планируют проводить без участия сотрудников ГАИ
Согласитесь, водители, многие из вас бывали в ситуациях, когда «малюсенькое» ДТП разрешалось полюбовно самими участниками без привлечения внимания «ненужных посторонних». А потом не столько муки гражданской совести, сколько страх быть все же уличенным в содеянном, не давали жить спокойно. Видимо, такое чувство знакомо и народным избранникам, инициировавшим появление довольно интересного законопроекта.
Оформление ДТП по-быстрому
«Анализ дорожно-транспортных происшествий в Украине свидетельствует, что на протяжении последних лет ситуация на автодорогах постоянно усложнялась. Согласно данным статистики, уровень аварийности на улично-дорожной сети стабильно высокий. В течение 2009 года зарегистрировано 229,5 тыс. ДТП, в т.ч. 37 тыс. (16%) с пострадавшими. Среди них 151 тыс. – с участием застрахованных транспортных средств, или 65,8% от общего количества», — такие пояснения дают разработчики законопроекта ? 4652 от 14 мая 2010 г. Названным документом планируется внести изменения в законодательные акты Украины о ДТП и выплатах страхового возмещения. По мнению авторов, существующее состояние аварийности и количество работников милиции, задействованных для оформления этих происшествий, приводит к тому, что «ежедневно возникают ситуации, когда пострадавшие в ДТП граждане вынуждены часами ждать приезда работников милиции для оформления соответствующих материалов». Депутаты также сетуют на то, что в то время как граждане, получившие травмы в ДТП, вынуждены ожидать приезда ГАИ, долгожданные сотрудники заняты на местах происшествий, в которых транспортные средства получили незначительные повреждения, царапины.
Радует то, что во спасение ситуации авторы законодательной инициативы не предлагают увеличить штат сотрудников ГАИ, их предложения касаются круга ДТП, которые можно оформлять без участия блюстителей дорожного порядка. Всем известно, что на сегодняшний день все ДТП без исключения оформляются органами внутренних дел и только. Известно и то, что ситуация «разъехались по мирному» может закончиться для участников ДТП довольно плачевно. Предлагаемые изменения вносятся, прежде всего, в многострадальный КУоАП. Так, ст. 124 Кодекса дополняется положением, согласно которому лицо, застраховавшее гражданско-правовую ответственность владельца автотранспортного средства, освобождается от ответственности за нарушение ПДД, причинившее повреждение транспортных средств. Разумеется, освобождение от админответственности будет иметь место в случае, если участники не находились в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции. Таким участникам ДТП разрешается, не вызывая ГАИ, воспользоваться правом сообща составить сообщение о случившемся происшествии согласно ЗУ «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
Изменения в страховом законодательстве
Кстати, в ЗУ «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее – Закон) также вносятся коррективы. Если в действующей редакции Закона потерпевшими в результате ДТП признаются третьи юридические и физические лица (т.е. не участники), жизни, здоровью и/или имуществу которых вследствие ДТП застрахованным транспортным средством причинен вред, то в возможной новой редакции круг потерпевших расширили, к ним будут относиться и сами участники ДТП: «Потерпевшие – юридические и физические лица, жизни, здоровью и/или имуществу которых причинен вред в результате ДТП при использовании транспортного средства».
Кроме того, сегодня под лицами, гражданско-правовая ответственность которых застрахована, понимают тех страхователей, которые указаны в соответствующем договоре страхования. Законопроектом предлагается изменить такое понимание, признавая страхователя и иных лиц, эксплуатирующих обеспеченное (указанное в договоре страхования) транспортное средство на законных основаниях (например, если вы на свое авто выдали другу доверенность). В действующей редакции Закона предусмотрены «особые» граждане (инвалиды 2-й группы, ветераны войны и др.), имеющие право на 50% скидку при определении размера страховых платежей. Они, как известно, должны не только иметь в собственности автомобиль, но и лично управлять им. Предлагаемые поправки требование «лично управлять им» отменяют. Если законопроект будет принят (в том виде, в котором он существует на сегодняшний день), то в «льготников» на практике могут превратиться и предприимчивые родственники (знакомые) таких граждан. Ведь подумайте, используя эту лазейку в законе, почему бы не приобрести автомобиль себе (де-факто), а оформить его на дедушку – ветерана войны (де-юре), воспользовавшись правом на 50% скидку на страховые платежи? Возможно, комитет ВР в своем заключении обратит внимание на потенциальные «негативы» (для кого-то, понятно, «позитивы»).
Довольно серьезные дополнения вносятся и в ст. 17 «Заключение договора страхования» Закона. Речь идет об установлении максимального и минимального сроков страховых договоров. Скажем, внутренние договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности заключаются сроком на один год. Заключение договоров на срок меньший, чем отмеченный, но не менее чем на 15 дней, допускается исключительно для незарегистрированных транспортных средств – на время до их регистрации, временно зарегистрированных – на время до их постоянной регистрации, или зарегистрированных на территории иностранных государств – на время их пребывания на территории Украины. А вот международный договор «Зеленая карта» может заключаться на срок 15 дней, 1–11 месяцев или один год. Вот так-то, если изменения приобретут силу закона, мы станем чуточку ближе к Европе.
При наступлении ДТП, которое может стать основанием для страхового возмещения, водитель, причастный к его совершению, обязан не только придерживаться соответствующих разделов ПДД, сделать все возможное для предотвращения или уменьшения дальнейших повреждений, но и проинформировать о себе иных лиц, причастных к ДТП, сообщить им свое место жительства, наименование и местонахождение страховщика и дать сведения о соответствующих страховых полисах. Чтобы не лишиться права на получение страховки, страхователь должен немедленно, но не позднее трех рабочих дней (со дня ДТП, разумеется) письменно предоставить своему страховщику сообщение о ДТП, а также сведения о месте нахождения своего автомобиля и поврежденного имущества, контактный телефон и свой адрес. Пропуск срока может быть «прощен», если участник ДТП предоставит документы, подтверждающие уважительные причины для такого пропуска.
Что же, законопроект, как видите, в целом неплохой. С одной стороны, он позволяет разгрузить сотрудников ГАИ, с другой — дает свободу, в прямом смысле слова, участникам ДТП. Понятно, что если этот документ вступит в силу, то мы заработаем «плюсик» в глазах европейской общественности. Вот только дорос ли менталитет украинского водителя до «разруливания» ДТП собственными силами? Не вызовет ли такое новшество новую категорию дел в судах?
Юлия Габдуллина,
«Судебно-юридическая газета»
Памятка водителя
Перечень документов, необходимых для получения страхового возмещения
(ст. 35 ЗУ «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»)