Василий Юрченко, судья ВАСУ
Низкое качество украинского судопроизводства обусловлено определенным количеством объективных причин.
Парламентский дилетантизм
Первой из них можно назвать катастрофически низкое качество украинского законодательства. Существует множество законов, которые противоречат друг другу. Также парламентом разработано огромное количество законов-однодневок, то есть таких, к которым чуть ли не ежедневно вносятся разного рода изменения и поправки. Пренебрежительное отношение законодателя к формулировке терминов и определений, которые приводятся в нормативных актах, имеет следствием разное их понимание и толкование, что, в свою очередь, является огромной проблемой для судей во время их применения. И так будет продолжаться до тех пор, пока в парламенте будут заседать профессиональные дилетанты.
Судьи не соответствуют своему высокому званию
Второй серьезной причиной некачественного украинского судопроизводства является малоквалифицированный состав судейского корпуса. И этот факт также следует признать. За период украинской независимости количество судей выросло приблизительно втрое. Причем увеличение количества судейского корпуса происходило не постепенно, а несколькими, можно сказать, рывками. В начале девяностых годов в связи с ликвидацией института народных заседателей в районных и городских судах судейские штаты были единовременно увеличены приблизительно на одну тысячу судей. На две тысячи судей общих и хозяйственных судов стало больше в связи с проведением так называемой малой судебной реформы в 2001 году. Третий и последний наплыв судей (тоже около 1000) состоялся в связи с образованием системы административных судов, процесс формирования которых продолжается до сих пор.
Можно с уверенностью сказать, что это были как раз те случаи, когда количество никоим образом не переросло в качество. В Украине никогда не готовили по-настоящему квалифицированный резерв судейского корпуса. В советское время не было такой потребности, поскольку судебная система работала как хорошо отлаженный механизм, а замена судей, которые выбывали естественным способом (как правило, в связи с достижением пенсионного возраста), проходила в небольших количествах, планово и прогнозируемо. А те немногочисленные молодые судьи, которые приходили на работу, сразу же попадали в такую наработанную и жесткую систему подготовки и обучения, что независимо от желания были вынуждены со всей отдачей овладевать этой ответственной профессией. И даже при таких условиях считалось, что настоящим судьей можно было считать новобранца лишь после пяти лет его работы в суде.
Во времена независимости все рухнуло. В связи с трехкратным увеличением судейского корпуса для работы судьями начали подгребать с улицы всех желающих и даже нежелающих. После двух-трех лет работы в суде первой инстанции уже была открыта дорога в апелляционные суды, а еще спустя небольшой промежуток времени – и в суд кассационной инстанции. Что здесь скрывать, каждый, кто помнит времена советского судопроизводства, видит невооруженным глазом, что квалификационный уровень судейского корпуса в Украине в судах всех без исключения инстанций и юрисдикций снизился в разы. Разбавили профессиональных судей наплывом дилетантов, как спирт водой, так, что уже и гореть перестало.
Опасность заключается еще и в том, что высокопрофессиональные судьи, которые еще сохранились во многих судах, наблюдая, как безалаберно и безответственно, но напористо, работает вновь назначенная судейская молодежь, и сами начинают работать, как говорят россияне, «спустя рукава». Зачем стараться, если это никому не нужно? Опять же, в советское время каждый случай отмены судебного решения по гражданскому делу расценивался как чрезвычайное событие со всеми соответствующими последствиями. Я уже молчу о приговорах в уголовных делах – это уже было, как правило, предупреждением о соответствии квалификации.
Сегодня полсотней отмененных постановлений или десятком приговоров у одного судьи за год никого не удивишь: нормальные, как на нынешнее время, показатели работы. Таким образом, как для народных депутатов и государственных служащих, так и для судей на первый план выходит наличие высокой профессиональной квалификации. При ее отсутствии незачем даже говорить о моральных или других человеческих качествах судьи. При этом следует отметить, что внедрение в судах всех уровней и всех юрисдикций института помощников судей уже в ближайшие годы не только решит проблему качественного резерва судейских кадров, но и приведет к здоровой конкуренции, когда на одну вакансию судьи будет претендовать несколько профессионально подготовленных претендентов из числа помощников судей.
Способы «перевоспитания» служителей Фемиды
Третья и, скорее всего, как во всех органах государственной власти, главная причина низкого качества нашего правосудия заключается в практически отсутствующей ответственности судей за выполняемую работу. По моему мнению, у нас, с одной стороны, сделали судей чуть ли не священными индийскими коровами, создав такую систему ответственности судей, при которой даже при бесспорных основаниях для освобождения судьи от должности реализовать такое освобождение на практике очень сложно. С другой стороны, при наличии соответствующей партийной воли заинтересованных народных депутатов уже и добросовестному и квалифицированному судье удержаться на должности крайне трудно. Примеров как первого, так и второго вариантов развития ситуации существует достаточно.
Ответственность должна быть адекватной…
При этом следует иметь в виду, что основной воспитательный и сдерживающий фактор ответственности – наказание – заключается не в его строгости (должно быть адекватным совершенному правонарушению или проступку), а в его неотвратимости. Строгость наказания, доведенная до жестокости, как правило, перестает быть таким сдерживающим фактором. Абсурдная жестокость наказания, одинаковая для всех, без учета конкретных обстоятельств, уровня общественной опасности совершенного проступка, может быть сравнена с таким же абсурдным псевдоврачебным постулатом о том, что самым универсальным способом лечения всех без исключения заболеваний головы является гильотина. Отмеченное касается внедрения относительно судей безальтернативной уголовной ответственности в виде пожизненного лишения свободы.
Особенность привлечения к ответственности судьи за нарушение законодательства при рассмотрении судебных дел заключается в том, что установить факт принятия судьями незаконных или необоснованных судебных решений может лишь вышестоящий суд. При этом судебное решение, которое набрало законную силу и является обязательным к выполнению, не может быть основанием для привлечения судьи, который принял такое решение, к дисциплинарной или другой ответственности, пока это решение не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Если позволить проводить ревизию судебных решений народным депутатам, прокуратуре, органам юстиции и пр., это будет означать конец правосудия и демократии.
Внедрение относительно судей принципа неотвратимости ответственности за нарушение законодательства при рассмотрении судебных дел может быть реализовано при наличии постоянно действующих квалификационно-дисциплинарных комиссий судей в каждой области. Делается это очень просто: каждое отмененное судебное решение должно быть предметом рассмотрения такой комиссии. В процессуальном законодательстве должно быть четко отмечено, что суды апелляционной или кассационной инстанций при отмене (изменении) судебных решений обязаны выносить отдельные решения, в которых необходимо указывать основания такой отмены и в частности о наличии в действиях судей, которые приняли отмененное или измененное решение, преднамеренного нарушения закона или недобросовестности. Во всяком случае, при отмене судебных решений из оснований допущенных нарушений процессуального законодательства, как правило, говорить о наличии какой-то особенной правовой позиции судьи не приходится.
… а вознаграждение за труд – реальным
Кроме этого существует еще один исключительно простой и эффективный способ поднять в разы качество работы украинских судов. Многие люди сетуют, что решающим фактором позитивного решения дела в судах являются деньги. Не будем дискутировать относительно справедливости таких сетований, но тот факт, что деньги, вознаграждение является основным стимулом всякой работы, сомнений, не вызывает. В связи с этим предлагается использовать достойную оплату труда как способ обеспечения качественной работы украинских судей. Для этого необходимо принципиально изменить структуру оплаты труда судей. Сегодня оплата труда судей состоит из многих составляющих, которые не имеют никакого отношения к количеству и качеству работы судьи. Поэтому структуру заработной платы судей, во-первых, необходимо упростить, а во-вторых, сделать ее стимулом добросовестной работы. Заработная плата судей должна включать должностной оклад, одинаковый для всех судей одного уровня всех юрисдикций и надбавку за выслугу лет. Доплату за квалификационный класс, как и сами квалификационные классы, нужно ликвидировать. Присвоение судьям квалификационных классов ничего не дает, поскольку наличие того или другого квалификационного класса никоим образом при распределении дел той или иной сложности не учитывается и практически не может быть учтена. Кроме того, процедура присвоения этих квалификационных классов часто используется председателями судов для поощрения приближенных к ним судей или наоборот – для наказания несговорчивых. Вместо доплаты за квалификационный класс необходимо ввести надбавку за высокое качество работы судьи. Причем такая надбавка должна быть высокой, чтобы должным образом стимулировать судей к такой работе.
Для примера, чтобы было легко считать, возьмем произвольно, что сегодня заработная плата судьи определенного суда составляет 10 000 грн. Тогда сумма должностного оклада и надбавки за выслугу лет должна быть не меньше этой суммы (Конституция не позволяет ухудшать условия оплаты труда судей). Надбавка за высокое качество работы устанавливается в размере 50 % отмеченной суммы, то есть 5 000 грн. При этом надбавка выплачивается лишь при условии, если в течение месяца, за который насчитывается заработная плата, у судьи нет отмененных решений, вовремя изготовлены полные тексты всех принятых решений, а дела сданы в канцелярию суда. Критерии, которые дают судье право на такую надбавку, должны быть выписаны четко. Смею заверить, что внедрение такой надбавки, размер которой будет отражаться и на величине судейской пенсии или денежного пожизненного содержания, кардинально изменит отношение судей к выполняемой работе, практически исключит посторонние влияния на принятие судебных решений, и в определенной мере внедрит справедливую оплату труда судей.
Умные и грамотные судьи за принятие законных и обоснованных судебных решений будут вознаграждены высокой оплатой труда, нерадивые судьи этого не будут иметь. При этом не нужно беспокоиться о резком увеличении расходов на заработную плату судей – при нынешнем качестве правосудия лишь отдельные судьи будут иметь право на получение такой надбавки. Если же таких судей со временем будет больше, то такое явление следует только приветствовать, поскольку это будет свидетельствовать об улучшении уровня нашего судопроизводства. В совокупности со средствами дисциплинарного влияния, бесспорно, это будет иметь очевидные позитивные последствия.
Кстати о зарплатах судей. Они, возможно, высокие и сегодня — по сравнению с минимальным размером заработной платы наших граждан. Но все в этом мире относительно. Не раскрывая прямо размер заработной платы судей Высшего административного суда Украины, поскольку не имею на это права, скажу лишь, что Андрей Шевченко, далеко не наилучший на сегодня футболист Украины, получает заработную плату в «Динамо» (Киев) в два раза больше, чем заработная плата всех 55 судей ВАСУ вместе взятых.