На этой неделе вся страна продолжает жить в режиме ожидания. Причем ожидания не чего-то светлого и радостного, а мрачного и депрессивного. У всех свежи воспоминания событий 2004 года, тогда перед вторым туром президентской гонки в воздухе витало такое же настроение. Впрочем, не такое же – ожидание перемен 5 лет назад было намного сильнее. Сейчас людям уже все равно, кто будет Президентом, главное – чтобы в стране все было спокойно, без потрясений. Но не тут-то было.
На прошлой неделе среди населения поползли слухи, что все продукты в скором времени подорожают в 2–3 раза. А вслед за тем появилась информация о подготовке к чрезвычайному положению в Украине. Подобную новость можно было бы рассматривать как очередную «утку»: мол, во время чрезвычайного положения законодательством Украины запрещено проводить выборы и референдумы, а потому выборов не будет! Однако вводить чрезвычайное положение перед вторым туром голосования не выгодно никому из политических игроков. Совсем другое дело – попытаться ввести ЧП сразу же после голосования, когда уже будет очевидно, кто из кандидатов проиграл. Самое интересное, что такое развитие ситуации будет только на руку действующему Президенту Украины. Однако после разговоров с собственными источниками «Судебно-юридической газеты» в органах власти стало понятно, что в штабе Виктора Ющенко ничего такого и близко не планируют. Кому же выгодно распространение подобных слухов?
Для начала хотелось бы провести небольшой экскурс в историю чрезвычайных положений сего века. Осень 2007 года – чрезвычайное положение введено в Грузии. Март 2008 года – в Армении. Январь 2009 года – «газовое» ЧП в Словакии. Напомним, что события, предварявшие введение такого режима, были отнюдь не «детскими»: гибель людей, массовые митинги, холод в домах и приостановка производства. Неужели в Украине сложилась или ожидается похожая ситуация? Думается, 2004 года всем было достаточно, умный народ на одни и те же грабли наступать дважды не будет. К тому же мы только-только оправились от ужасов свиного гриппа (и моды на марлевые повязки), который, как известно, оказался не таким свиным, как политическим, и вот новая деза – чрезвычайное положение.
Мы не будем рассматривать сейчас вопрос, кому это выгодно в политическом аспекте, попытаемся лишь разобраться в правовой возможности развития подобных событий.
Что же такое чрезвычайное положение, каковы основания для его введения и какова сама процедура объявления?
Итак, ст. 92 Конституции Украины определяет, что правовой режим военного или чрезвычайного положения устанавливается исключительно законами Украины. Статья 106 Основного Закона предусматривает право Президента Украины в случае необходимости принять решение о введении в Украине или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения с последующим утверждением такого решения Верховной Радой. Верховная Рада должна собраться на заседание в двухдневный срок без созыва (ст. 83 Конституции) и утвердить в течение двух дней Указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях (ст. 85 Конституции). Разумеется, ВР по этому поводу не собиралась. Кстати, ЗУ «О правовом режиме чрезвычайного положения» содержит конкретную норму, определяющую, что такое чрезвычайное положение. В частности, ст. 1 под таким положением понимает особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или естественного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан. Эта же статья называет и такие основания для введения чрезвычайного положения, как попытка захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой другими способами невозможно (ст. 4 ЗУ «О правовом режиме чрезвычайного положения»). В свою очередь, частными ситуациями, являющимися основаниями для введения чрезвычайного положения, являются:
1) возникновение особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера (стихийные бедствия, катастрофы, особенно большие пожары, применение средств поражения, пандемии и тому подобное), которые создают угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;
2) осуществление массовых террористических актов, которые сопровождаются гибелью людей или разрушением особенно важных объектов жизнеобеспечения;
3) возникновение междунациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирование или захват отдельных особенно важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4) возникновение массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием над гражданами, ограничивают их права и свободы;
5) попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;
6) массовый переход государственной границы из территории смежных государств;
7) необходимость возобновления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Обращаем внимание, что перечень является исчерпывающим. Так где же, граждане, эти основания? Или, может быть, массовые беспорядки только готовятся? В этом аспекте совершенно иначе смотрится ситуация с грузинским ОМОНом (читай – наблюдателями), который не пускают в Украину. Не менее странно (а может, наоборот, логично?) и то, что аккурат перед вторым туром снят с поста министра внутренних дел Юрий Луценко. Впрочем, не он один обеспечивает правопорядок в стране.
В любом случае, ясно, что на данный момент нет ни материальных оснований, ни формальных (не соблюден процессуальный порядок, предусмотренный законодательством) для введения чрезвычайного положения.
Существует еще один нюанс. Вместо чрезвычайного положения может вводиться так называемый «особый период во время мобилизационной подготовки». Давайте попробуем разобраться, что это такое и чем, возможно, это «грозит» населению.
Во-первых, в соответствии с ЗУ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» под особым периодом понимается период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также выполнение гражданами Украины своего конституционного долга относительно защиты Отчизны, независимости и территориальной целостности Украины, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до сведения исполнителей относительно скрытой мобилизации, или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период по окончании военных действий. К слову, целевая мобилизация проводится для ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф в мирное время. Понятно, что обледеневшие улицы городов Киевской области и подорожавший сахар в магазинах – это не стихийное бедствие, не авария и не катастрофа. Кроме того, применительно к сегодняшней ситуации мы не можем говорить ни об одном из оснований для объявления особого периода, так как ни о какой защите Отчизны, тем более об угрозе независимости и территориальной целостности Украины вопрос не стоит.
Во-вторых, в соответствии со ст. 106 Конституции Украины Президент Украины принимает решение об общей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины.
В-третьих, ст. 4 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» предписывает немедленное объявление решения Президента о проведении открытой мобилизации через СМИ. Если же принято решение о скрытой мобилизации, то оно передается органам государственной власти по закрытым каналам. Статьей 7 того же Закона определяется, что финансирование (призыв граждан в ВС, перевод ВС на военное положение, перевод организаций, учреждений, предприятий на особый режим работы с заключением особых контактов и т.д.) производится из местных бюджетов. Далее, общее руководство всеми этими мероприятиями осуществляется Президентом Украины, а организационное руководство – КМУ. Думается, единства в этом вопросе действующие премьер-министр и Президент Украины уже не достигнут никогда.
Кстати, «Судебно-юридической газете» стало известно о неком секретном приказе Минэкономики, которым утверждался порядок подготовки карточных и карточно-учетных бюро для нормированного обеспечения населения основными продовольственными и непродовольственными товарами в особый период (? 713-дск от 13.07.2009 г.). Сразу же возник вопрос: а может, действительно, все неспроста? Однако, проанализировав ситуацию, мы выяснили следующее. Действительно, такой приказ (вернее, номер и дата приказа) существует (вот только не известно его название), т.к. предназначен он только для служебного пользования. По всем правилам примерно в это же время должен был быть зарегистрирован и Указ Президента примерно такого названия «Об объявлении мобилизационной подготовки и мобилизации» (если была бы объявлена скрытая мобилизация, то в официальных реестрах правовых актов такой акт был бы указан без названия, но с номером и датой принятия). Никаких подобных актов Президент не издавал. К слову, все та же ст. 85 Конституции говорит об обязательном утверждении всеобщей или частичной мобилизации Верховной Радой Украины. Как вы уже догадались, такой закон нигде не зарегистрирован, что с юридической точки зрения означает его отсутствие в реальном мире.
Следовательно, делаем вывод, что никто никаких решений об особом положении также не принимал. И последнее, в любом государстве на случай «если вдруг» разрабатываются и утверждаются подобные планы, схемы, методические рекомендации и пр. На тот же «всякий случай» планами мобилизации предусматриваются и нормы продовольственных и непродовольственных товаров, порядок подготовки карточных и карточно-расчетных бюро и многое другое. Еще раз повторяем: такие документы есть в любом государстве! Кстати, данные, в них содержащиеся, представляют собой государственную тайну.
Таким образом, информация о скором введении в Украине чрезвычайного положения кажется нам маловероятной. Однако правоохранительным органам следует быть начеку, ведь и третий тур голосования в свое время представлялся чем-то невообразимым.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарий специалиста
Народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам правосудия
Сергей Кивалов:
- Действительно, в соответствии с законодательством, выборы не могут проводиться во время действия режима чрезвычайного положения. Однако я считаю, что подобные слухи являются очередной дезинформацией граждан, распространяемой некими политическими силами. В Украине есть Конституция, есть ЗУ «О правовом режиме чрезвычайного положения», есть ЗУ «О мобилизационной подготовке и мобилизации», которыми четко определяются основания и порядок введения такого режима. Лично я не вижу никаких, я подчеркиваю, правовых, а не политических оснований для введения чрезвычайного положения на территории Украины.