Как не стать жертвой мошенников, спекулирующих на красоте и молодости
В Украине процветают мошеннические схемы, направленные на одурачивание доверчивых покупателей. Особенно податливыми на различного рода аферы считаются женщины, которые за то, чтобы стать стройной и красивой, готовы отдать бешеные деньги. Большим спросом среди прекрасной половины человечества пользуются различные таблетки, чаи и пластыри для похудения, а также разнообразные косметические средства против морщин. Но, пожалуй, лидером в списке всевозможных спекуляций на красоте и вечной молодости стал аппарат для коррекции груди «Идеал Брест» („Breast”).
Схема, по которой действовали аферисты, проста. Сначала на рейтинговом телеканале запускается убедительная реклама чудо-устройства, которое способно за месяц укрепить мышцы груди и даже увеличить ее размеры. Яркое подтверждение — безукоризненные формы красоток, которых показывают по телевизору, какой-нибудь якобы существующий сертификат качества и обязательно номер телефона в Киеве. От увиденного дамы тут же начинают задумываться, а не приобрести ли себе такой аппарат или хотя бы узнать о нем побольше? Как только в их прекрасных головках зарождается такая мысль, рука тут же тянется к телефону, чтобы набрать указанный в рекламном ролике заветный номер. Поскольку он, как правило, не мобильный, набирают эту нехитрую комбинацию цифр из домашнего (стационарного) телефонного аппарата. А дальше происходит следующее: вас регистрируют, записывая имя, фамилию и координаты и уже через 5–10 минут перезванивают. В трубке раздается приятный женский голос, который со знанием дела отвечает на все вопросы, а потом настоятельно рекомендует приобрести то, от чего вы уже не можете отказаться — аппарат для коррекции груди «Идеал Брест». Именно после такого разговора одна из наших читательниц, Юлия, не будучи финансово обеспеченной женщиной, дала свое согласие на приобретение чудо-прибора за… 3000 грн. «Честно говоря, я действительно не желала его покупать, но настолько умело менеджер Яр-ко Ольга Борисовна (вниманию правоохранительных органов — редакция располагает полными данными, в т.ч. мобильными телефонами пострадавшей и иных участников описываемых событий!) подобрала нужные слова, что я поддалась на ее уговоры и решила купить это устройство, — рассказывает Юлия. — Потом со мной связался начальник курьерской службы доставки Михаил и, сверив мой адрес проживания, сказал, что направил ко мне курьера». Аппарат для увеличения груди доставили Юлии в день устного заключения сделки. К аппарату прилагался Вывод государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы от 08.10.2009 года с инструкцией на английском языке и чеком. Деньги (3000 грн.) за все это добро покупательница передала лично в руки курьеру. Со следующего дня под чутким руководством в телефонном режиме г-жи Яр-ко начались практические занятия по испытанию своего тела и аппарата. Последний оказался намного выносливее самой покупательницы, поскольку после его четырехдневного применения у нее начались проблемы со здоровьем.
«Именно тогда ко мне позвонил представитель Центра по коррекции груди г. Днепропетровска некий Владимир Владимирович и, узнав, что у меня появились побочные эффекты, тут же начал убеждать, что я обязана приобрести другой аппарат стоимостью в 12000 грн., потому что только лишь он мне сможет помочь». К счастью, одного такого чудо-устройства уже было более чем достаточно, и женщина не поддалась на уговоры незнакомца, а стала требовать возврата своих денег за неоправдавший доверие аппарат. Ведь законный срок — 14 дней, в которые, согласно ЗУ «О защите прав потребителей» (ст. 12 «Права потребителя в случае заключения договора вне торговых или офисных точек»), можно вернуть товар продавцу, на тот момент еще не истек. Но в этом ей было отказано. Да и обращаться с жалобой, не зная юридического адреса фирмы, оказалось делом бесполезным.
Такую же историю рассказала и другая покупательница аппарата «Идеал Брест», Наталья, у которой совпадает все вплоть до графика ухудшения здоровья. «На 4-й день после занятий у меня по спине и груди пошла какая-то сыпь, а моя серебряная цепочка вдруг полностью почернела, — вспоминает она. — Это говорит об изменении химического состава пота из-за возникновения проблем с щитовидной железой и дисбалансом гормонов. После такого «результата» мне тут же начали названивать какие-то мужчины, называясь профессорами-маммологами, с заверениями, дескать, если я не обращусь в их Московский центр коррекции груди, то у меня начнутся нагноения, а потом и рак молочной железы. И так на протяжении полугода. Только после того, как я сменила свой номер телефона, уплатив за это «Укртелекому» немалые деньги, мне удалось избавиться от подобных звонков».
Когда эти истории я как журналист рассказала маммологу одной из киевских клиник Татьяне Ефремовой, мне тут же был дан ответ, что увеличить грудь за несколько недель путем каких-то манипуляций с аппаратом невозможно. «Если бы все было так просто, лучшие пластические хирурги мира не получали бы огромные гонорары за коррекцию груди хирургическим способом, — утверждает она. — Положительных результатов можно достичь, делая определенный набор физических упражнений. Но это еще нужно хорошо постараться. А вообще, врачи на вопрос, можно ли увеличить грудь, отвечают так: «Что выросло, то твое!».
Кстати, как утверждает реклама, распространенная в Интернете, подобные устройства продаются и для мужчин — только уже для наращивания половых органов. Думаю, о последствиях, которые возможны после применения подобных аппаратов, можно догадаться, особенно если взять во внимание горький опыт женщин, пожелавших увеличить таким образом грудь.
Но, попав в такую ситуацию, все же не стоит отчаиваться и опускать руки, считает заместитель начальника Главного управления по делам защиты прав потребителей г. Киева Сергей Дроботун. По его словам, не плохо было бы обманутым покупателям написать жалобу в региональную службу по защите прав потребителей с просьбой установить юридический адрес производителей и продавцов товаров сомнительного качества и назначения. «Такие обращения граждан у нас имеются, и для разоблачения аферистов мы привлекаем налоговую службу», — объясняет он. Правда, добавляет, что наказать мошенников в нашей стране, к сожалению, непросто. Согласно данным МВД, за этот год правоохранители зафиксировали 300 тыс. заявлений обманутых граждан, но до суда доходит не боле 5% таких дел, поскольку милиционерам ввиду несовершенства действующего законодательства очень сложно доказать вину аферистов. «Фактически закон стоит на стороне преступников, которые плодят мошеннические схемы в 2–3 раза быстрее, чем милиция успевает их раскрыть, выманивая из кошельков слишком доверчивых граждан большие суммы денег, — утверждает главный специалист Департамента уголовного розыска МВД Украины Николай Рощин. — Поэтому в таком случае украинцам приходится надеяться на свою бдительность и осторожность, так как это — лучшая защита от любого обмана».
Александра Тимощук,
«Судебно-юридическая газета»
Юридическая консультация от «Эверт Лигал Групп»
Достоверная информация о товаре и его безопасность – основное оружие в суде против мошенников
Согласно ЗУ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на безопасность приобретаемого товара. Говоря языком закона, под безопасностью продукции понимается отсутствие любого риска для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей естественной среды при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, изготовления и утилизации продукции. Между прочим, не малозначимым правом потребителя является право на получение достоверной информации о приобретаемом товаре. Это право должно реализовываться через обязанность продавца предоставить информацию на государственном языке потребителя. Относительно продукции, которая при определенных условиях может быть опасной для жизни, здоровья потребителя и его имущества, окружающей естественной среды, производитель (исполнитель, продавец) обязан сообщить потребителю информацию о такой продукции и о возможных последствиях ее потребления (использования). Кроме того, каждому потребителю предоставлено право на надлежащее качество товара, т.е. свойства продукции должно отвечать требованиям, установленным для этой категории продукции в нормативных правовых актах и нормативных документах, а также условиям договора с потребителем. Для товаров иностранного происхождения ст. 15 Закона предусматривает наличие обязательной маркировки национальным знаком соответствия и/или наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии.
Потребителю следует знать, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу дефектной или недоброкачественной продукцией, должен быть возмещен в полном объеме (п. 1 ст. 16 Закона), если законом не предусмотрено более высокой меры ответственности. Причем право требовать возмещения такого вреда признается за каждым потерпевшим потребителем независимо от того, находился ли он в договорных отношениях с производителем (исполнителем, продавцом). Такое право сохраняется в течение установленного срока службы (срока годности) приобретенной продукции, а если такой не установлен — в течение десяти лет от даты введения в обращение такой продукции ее производителем.
В данном случае, несмотря на то, что мы видим все признаки уголовного преступления — мошенничества, профессионалам в погонах будет очень трудно доказать все элементы состава такого общественно-опасного деяния. На выручку приходит наш Закон, который помогает потерпевшему доказать наличие элементов состава гражданско-правового нарушения: 1) наличие вреда (например, медицинские справки, заключения медиков), 2) наличие дефекта в продукции (акты экспертизы), 3) наличие причинно-следственной связи между такими вредом и дефектом (т.е. необходимо доказать суду, что именно эти дефекты продукции вызвали именно эти повреждения здоровья). Доказав суду факт нарушения своих прав, потребитель может взыскать с нарушителя компенсацию как морального, так и материального ущерба. По искам, связанным с нарушением прав потребителей, последние освобождаются от уплаты госпошлины при подаче заявления.
Кроме того, в наших эпизодах действия мошенников (назовем их пока так), квалифицируются ст. 19 Закона, которая запрещает совершать предпринимательскую деятельность, побуждающую или потенциально побуждающую потребителя на совершение сделки, на которую он в иной ситуации не согласился бы, при условии, что такая деятельность вводит в заблуждение относительно основной характеристики приобретаемой продукции (преимущества, опасность, ожидаемые результаты потребления, сертификация и др.), а также предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой. Ответственность для таких лиц предусматривается ст. 23 Закона и в других актах законодательства, в соответствии с которыми на нарушителей налагаются штрафы, взыскиваемые в доход государства.