Алексей Шмаков родился в 1852 году в Москве в дворянской семье. Закончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, после чего некоторое время состоял на государственной службе, занимая должность судебного следователя в одной из южных губерний. Затем переехал в Москву, стал присяжным поверенным при Московском окружном суде, был помощником у знаменитого адвоката Ф.Н. Плевако и специализировался на уголовных делах.
С блеском выигранные им дело "Соньки – золотой ручки", "дело Мельницкого" и "дело Бейлиса" (в котором Алексей Шмаков выступил гражданским истцом) принесли ему славу незаурядного адвоката и прекрасного оратора, несмотря даже на провал последнего дела. Широкая известность к нему пришла после процесса ротного командира Заболоцкого (1881), преданного суду по обвинению в убийстве солдата. Шмаков выступил на этом суде адвокатом офицера и написал после процесса брошюру о нем.
Принимал участие в монархическом движении с самого его возникновения. Состоял почти во всех крупных московских монархических организациях: был членом-учредителем Русской монархической партии, членом Русского монархического собрания, членом Союза русского народа. 22 января 1906 года избран членом Русского собрания в Петербурге. В течение 12-ти лет, вплоть до самой смерти, был гласным Московской городской думы, в декабре 1908 года избран на очередной срок, несмотря на активное противодействие либеральных и революционных кругов.
Именно ему принадлежат такие известные произведения как "Еврейские речи" (1897) и "Международное тайное правительство" (1912).
Кто "посадил"
Соньку Золотую Ручку?
Софья Ивановна Блювштейн замужем была несколько раз, последним мужем был карточный шулер Михаил (Михл) Яковлевич Блювштейн, с которым она имела двоих дочерей. Занималась организацией крупномасштабных краж, приобретших известность благодаря авантюрному компоненту, склонности к мистификации и театральной смене облика аферистки. Среди использованных ею на протяжении жизни фамилий были Розенбад, Рубинштейн, Школьник и Бринер (или Бренер).
В 1880 году была арестована, после судебного процесса и блестящего обвинения Алексея Шмакова в московском окружном суде 10–19 декабря того же года была отправлена на каторжные работы в поселение Александровск-Саха-линский Тымовского округа на острове Сахалин, где была закована в кандалы. Совершила три попытки побега. В 1890 году с ней встречался Антон Чехов, оставивший описание каторжанки Софьи Блювштейн в книге "Остров Сахалин":
"Это маленькая, худенькая, уже седеющая женщина с помятым, старушечьим лицом. На руках у нее кандалы: на нарах одна только шубейка из серой овчины, которая служит ей и теплою одеждой и постелью. Она ходит по своей камере из угла в угол, и кажется, что она все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное. Глядя на нее, не верится, что еще недавно она была красива до такой степени, что очаровывала своих тюремщиков…"
Дело Бейлиса
Андрей Ющинский, незаконный сын торговки зеленью Александры Приходько (в девичестве Ющинской), исчез утром 12 марта 1911 года, отправившись в школу. 20 марта в одной из небольших пещер в предместье Лукьяновка игравшими там мальчишками (конкретно – гимназистом Еланским) было обнаружено его тело, покрытое 47 колотыми ранами, нанесенными швайкой (большим шилом). В первые же дни после обнаружения трупа родственникам убитого, а также прокурору окружного суда, начальнику сыскного отделения и другим должностным лицам стали приходить анонимные письма, в которых утверждалось, что Андрей был ритуально убит евреями, чтобы получить христианскую кровь для изготовления мацы.
22 июля 1911 года по подозрению в убийстве Ющинского был арестован приказчик кирпичного завода Зайцева еврей Менахем Мендель Тевьев (Товиевич) Бейлис. 37-летний Бейлис, бывший солдат, отец пятерых детей, был сыном глубоко религиозного хасида, но сам к религии относился индифферентно. Он не соблюдал большинства обрядов и работал по субботам. Большую часть взрослой жизни он проработал приказчиком на заводе Зайцева, друга отца; находился в хороших отношениях с христианским населением и в частности с местным священником. Его репутация у местных христиан была настолько хорошей, что во время одного из погромов к нему даже специально явилась депутация черносотенцев с уверением, что ему бояться нечего. Однако у следствия имелся целый набор "улик" (показания супругов Шаховских, Калюжного, Коза-ченко и В.Чеберяк), и дело 5 января 1912 года было закончено производством и в первый раз предано в суд.
Уже после этого, в марте 1912 года, было дополнительно сфабриковано показание сокамерника Бейлиса, осужденного за подлог Кулинича, заявившего товарищу прокурора Крабовскому, будто Бейлис признался ему в совершении убийства; однако тут фальсификация носила настолько откровенный характер, что обвинение не решилось дать ей ход и выставить в суде.
13 мая 1913 года дело было вновь передано в суд. Летом 1913 года И. Щегловитов вызвал в Петербург начальника московского уголовного розыска А. Кошко, считавшегося лучшим сыщиком в России, и поручил ему познакомиться с материалами дела и выявить "возможно выпуклее все то, что может послужить подтверждению наличия ритуала". После месячного изучения материалов дела А. Кошко заявил министру: "Я бы никогда не нашел возможность арестовать и держать его (Бейлиса) годами в тюрьме по тем весьма слабым уликам, которые есть против него в деле".
И. Щегловитов и сам осознавал, что доказательства вины Бейлиса крайне слабы, и в беседах с членами судебного ведомства говорил, что возлагает надежду на умелого председателя суда и на счастливый случай: "Во всяком случае, дело получило такую огласку и такое направление, что не поставить его на суд невозможно, иначе скажут, что жиды подкупили меня и все правительство". Процесс начался в Киеве 25 сентября 1913 года и длился более месяца.
Кроме Виппера, обвинение представляли два поверенных гражданской истицы (матери Ющинского): член фракции правых в 4-й Государственной думе Г. Замысловский и известный адвокат-антисемит А. Шмаков. Бейлиса защищали киевский адвокат Д. Григорович-Барский, который однако был мало заметен на процессе, где первую роль играл цвет столичной адвокатуры: А. Зарудный, Н. Карабчевский, В. Маклаков и О. Грузенберг (последний был единственным евреем среди защиты). В числе доверенных лиц подсудимого в суде участвовал также В.Д. Набоков, присутствовавший как корреспондент газеты "Речь".
Исследователи "дела" отмечают, что председательское резюме по делу было крайне необъективным и фактически напоминало новую обвинительную речь, что вызвало протест защиты. Присяжным было задано два вопроса: о факте убийства и о виновности Бейли-са; при этом в первом вопросе были неправомерно объединены вопрос о самом факте убийства, месте его и способе (так что, признавая факт, присяжные должны были признать, что оно было совершено на заводе Зайцева путем обескровливания, и тем самым косвенно признать его ритуальный характер).
Присяжные по первом вопросу вынесли положительный вердикт, по второму (о виновности Бейлиса) – отрицательный, и 28 октября 1913 года в 6 часов вечера Бейлис был оправдан.
Международное
тайное правительство
Книга "Международное тайное правительство" была составлена на основе доклада Шмакова VII съезду Объединенных дворянских обществ, который он сделал 12 и 13 февраля 1911 года. В основу своей концепции Шмаков положил расовый подход. Свой основной методологический принцип он сформулировал следующим образом: "Расы отличаются друг от друга столь коренными, безусловными и неустранимыми признаками, что игнорировать их существование немыслимо. Устойчивость расовых типов… сильна и непоколебима".
Автор предложил следующую логику рассуждения. Во вступлении он дал краткий исторический обзор еврейского вопроса в России. Затем в "Очерке борьбы арийцев с семитами" он перешел к обозрению еврейского вопроса в мировой истории. Следующий раздел "Общие замечания о евреях" посвящен анализу закона Израиля. Шмаков обстоятельно проанализировал содержание Талмуда, Шулхан-Аруха и Каббалы, рассмотрел отношения еврейства с масонством.
Шмаков утверждал, что "иудейство неизменно стремилось направить свое господство по всем трем разновидностям его применения: духовному, экономическому и политическому". Проанализировав еврейскую историю, Шмаков пришел к выводу о том, что всегда существовало "потаенное правительство евреев", что "общеиудейская центральная власть никогда не переставала функционировать и лишь неустанно расширяла свою мощь, как, с беспримерною доселе убедительностью, это наблюдается в настоящее время". Причем он полагал, что "невозможно допустить пребывание оного нигде кроме еврейства". Вся деятельность международного еврейского тайного правительства направлена ни к чему более, как к установлению мирового господства еврейства. С тех пор тезис о мировой заку-лисе, международном тайном правительстве стал общим местом в патриотической идеологии. Заслуга одного из главных первооткрывателей здесь принадлежит прежде всего Шмакову. Скончался он в самый разгар мировой войны в 1916 году в Москве от болезни сердца.
Галина Палийчук, "Судебно-юридическая газета"