Каждый украинский водитель подтвердит, что у нас не только дороги плохие, но и бензин (несмотря на его дороговизну). А чтобы заправить своего стального коня топливом, соответствующим всем существующим стандартам и нормам, наверное, нужно ехать на заправки Западной Европы. Все бы ничего, да вот плохой бензин может стать причиной поломки дорогостоящего авто. Кто в таком случае заплатит за ремонт, и каким образом заставить виновника отвечать за реализацию некачественного товара?
Для начала нужно сказать, что в стране действует четкая система сертификации горючего. Начальник научно-методического отдела маркетинга, рекламы, контроля и внешнеэкономической деятельности ГП "Укрметртестстандарт" Любовь Петрушевская сообщила, что все заправочные станции систематически проходят контроль соответствия своей продукции действующим в стране стандартам. Информация об этом должна быть доступна потребителю. К тому же качество горючего, производящегося на заводах, должно гарантироваться сертификатами соответствия, которые обязаны иметь все АЗС. Также на каждую партию горючего, поступившего в продажу, выдается паспорт (сертификат) качества нефтепродукта. В этом документе отмечаются стандартные требования к качеству нефтепродукта и его фактические показатели, которые могут лишь немного колебаться в пределах нормы. Такие паспорта выдаются лабораториями, прошедшими аттестацию в системе Госпотребстандарта Украины и имеющими соответствующие свидетельства. Понятно, что отсутствие этих документов должно вызвать у водителя серьезные подозрения.
Да, но ведь в перерыве между этими проверками, владельцы АЗС могут безнаказанно превратить солярку в бензин А-98, добавить присадки или еще чего "нахимичить". В Госпотребстандарте разводят руками, мол, а что мы можем сделать. Денег на проведение экспертизы государство не выделяет. "Мы можем только проконтролировать сопровождающую документацию. Купить образцы горючего и заплатить за экспертизу – на это в нашем бюджете денег не предусмотрено", – сетуют в отделе сертификации и оценки соответствия Госпотребстандарта. Так что если потребитель захочет проверить качество бензина, на котором ездит его авто, то должен заказать экспертизу сам. А это недешевое удовольствие.
Во Всеукраинской общественной организации "Як³сть життя" советуют обходить стороной мелкие заправки и те АЗС, от бензина которых мотор вашей машины "чихает". Самый действенный способ защиты своих прав – не пользоваться продукцией недобросовестного предпринимателя. Руководитель организации Виктория Журбас считает нереальным заставить АЗС заплатить за некачественный бензин. А вот проверить, доливают ли вам сполна, можно и нужно. Это очень просто. Оказывается, на каждой заправочной станции обязательно должен быть мерник. С его помощью и определяют, врет счетчик на колонке или нет. Каждый водитель имеет право потребовать у ответственного лица заправить автомобиль именно через этот мерник. При чем каждый экземпляр такого оборудования должен быть опломбирован с указанием срока годности.
Самое интересное, что еще в январе 2009 г. комиссия Киевского городского совета по транспорту и связи внесла рекомендации киевской мэрии по усилению контроля над качеством топлива, которое льется на АЗС Киева. Согласно такому документу, на АЗС Киева должен был регулярно производиться лабораторный анализ качества топлива. Меры по проверкам и контролю возложили на Главное управление государственного комитета по техническому регулированию и потребительской политике Киева и Главное управлению по защите прав потребителей. К тем, кого уличат в реализации некачественного топлива, должны были применяться строгие меры взысканий.
Прошло полгода, но ни проверок, ни наказаний так и не последовало. Более того, как именно наказывать – депутаты тоже не определились. И вот в июле 2009 г к этой теме вернулись снова. Еще один проект подобного решения о контроле качества бензина был разработан и подан депутатом Киевсовета от ГАК Галиной Герегой.
Юрий Бондарь, член этой же фракции, предположил, что данная программа, которой планируется внедрить контроль за качеством топлива, которое реализуется на АЗС Киева, будет работать с 2010 года. "Необходимо внедрить какой-то контроль, ведь как только начинаются кризисные явления, есть очень большой соблазн привезти не очень качественное топливо, развести его бензолом или другими добавками", – отметил он. По словам Бондаря, вопросом финансирования программы займется Госбюджет. Из городского бюджета будет предусмотрена небольшая сумма в размере около 450 тыс. грн для проведения лабораторных проверок и расходов по транспортировке специалистов на конкретные АЗС. В случае, если топливо не будет соответствовать стандартам, планируется налагать штрафы, привлекать к ответственности в суде, отзывать лицензию и разрешение на данный вид бизнеса.
А пока что наши авто продолжают смиренно "кушать" обрезанные порции бензина, с неизвестно какими добавками. Но это до той поры пока машина на ходу. А вот когда случится ЧП, водители будут искать того, кто бы оплатил ремонт, но по своей неосведомленности и беспечности платить, конечно же, будут сами.
Татьяна Бельченко, специально для "Судебно-юридической газеты"
Юрист украинского представительства одного из крупных автопроизводителей Западной Европы Валентина Клищевская:
– По правде говоря, доказать вину АЗС в поломке вашего автомобиля очень и очень сложно. На сегодняшний день мало прецедентов, когда водитель защищает свои права потребителя в случаях покупки некачественного топлива. Да и про качество бензина в основном вспоминают, когда сервисный центр отказывается устранять неполадки авто, гарантийный срок обслуживания которого еще не истек. Аргумент один – вины производителя в неисправности транспорта нет, всему причиной – некачественное топливо. В таком случае водитель должен или сам оплатить ремонт, или же заставить это сделать заправочную станцию. Будьте готовы к тому, что даже при наличии всех необходимых документов бороться за деньги на восстановление авто придется достаточно долго и мучительно.
Для начала в полном порядке должна быть сервисная книжка, где со скрупулезной точностью проставлены все отметки о своевременном прохождении технического осмотра. Само собой разумеется, что на руках должен быть чек с последней АЗС, бензин которой стал причиной остановки вашего авто. На заправке потребуйте сертификат на топливо. Никто не имеет права отказать в предъявлении этих документов. Скопируйте информацию о поставщике. И данные кассира записать не забудьте.
Также потребитель должен взять пробы топлива, при этом зафиксировать процесс на видео или фотокамеру, чтобы было четко видно, что бензин приобретен именно на этой АЗС. Опечатайте канистру ленточкой, на которой оставьте свою подпись и подписи двоих свидетелей. В суде вам нужно будет доказывать соответствие тестированного бензина, продаваемого на заправке и изъятого из бака вашего авто.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В сервисном центре вы оформляете наряд-заказ, относительно которого проводится диагностика автомобиля, определяя причину поломки. Если вы и Исполнитель (сервисный центр) не пришли к однозначному выводу относительно возникновения неисправностей авто, вы имеете право требовать направления автомобиля на экспертизу в испытательные центры и лаборатории, аккредитованные, согласно законодательству Украины. При этом вы должны составить акт об изъятии из бака топлива в присутствии мастера и старшего смены. Пробы нужно набрать в две чистые сухие двухлитровые бутылки. Одна опечатанная бутылка или канистра с фото или видеозаписью остается у потребителя как существенное доказательство. Вторую нужно отправить на анализ. В этом случае экспертиза оплачивается Исполнителем. Имея результаты экспертизы, проведенной в сервисном центре, можно приступать к оформлению судебного иска. Но желательно, чтобы это делал адвокат.
Параллельно надо проводить экспертизу топлива, взятого со злополучной АЗС. Но в этом случае экспертизу придется оплатить потребителю. Что касается самой экспертизы, то ее можно провести в ближайшем региональном отделении ГП "Укрметртестстандарт".
В соответствии с действующим ЗУ "О защите прав потребителей", если во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного соглашения организовать проведения экспертизы продукции. Иными словами – оплатить дорогостоящую экспертизу должен владелец АЗС. Хотя если претензий к его продукту в лаборатории не будет предъявлено, то потребитель из собственного кошелька возместит понесенные предпринимателем убытки за услуги эксперта. Но в связи с отсутствием четко прописанных положений в действующих законах, заставить АЗС заплатить за экспертизу нереально
Инженер компании по капитальному ремонту двигателей "Механика" Алексей Воскресенский:
– Конечно, далеко не все ссылки сотрудников дилерских центров на плохое качество топлива обоснованы. Некоторые из них делают свои выводы, лишь вывернув одну из свечей зажигания. Меж тем для таких серьезных обвинений нужны более весомые доводы: если не независимая экспертиза содержимого бензобака, то хотя бы осмотр деталей двигателя (для этого потребуется частично разобрать мотор).
Должен отметить, разовая заправка бензином в "неправильном" месте крайне редко приводит к катастрофичным последствиям (то есть явным поломкам). Другое дело современный дизель – тут одна неудачная заправка может обернуться серьезным и потому дорогостоящим ремонтом.
К счастью, в крупных городах Украины ситуация с качеством топлива не такая уж плохая. Жителям отдаленных районов Украины рекомендовал бы не экспериментировать, заправляясь на разных АЗС, а отдать предпочтение одной, внушающей доверие. В дальних поездках лучше всего ориентироваться на сетевые заправки (если не известные вам, то по крайней мере часто встречающиеся в данном регионе). Судиться с АЗС – на мой взгляд, дело непростое и неблагодарное. Перед тем, как решиться на этот шаг, как следует оцените стоимость вопроса и свои шансы на успех.