О проблемах в судебной системе сегодня наслышаны многие. Мы обратились к председателю Совета судей хозяйственных судов Украины, судье ВХСУ Александру Удовиченко с просьбой прокомментировать некоторые из них.
– Сейчас ведется много дискуссий на тему разграничения компетенции между специализированными хозяйственными, административными судами и общими судами. Ваше мнение по этому поводу.
– На мой взгляд, основной причиной возникшей проблемы подведомственности дел является отсутствие научно обоснованного критерия определения юрисдикции специализированных хозяйственных и административных судов. Именно по этой причине в Кодексе административного судопроизводства Украины вопросы компетенции и предметной подсудности административных судов были урегулированы так несовершенно, что это вызвало вначале массовую передачу дел из судов общей юрисдикции и хозяйственных судов в административные суды, где они не рассматривались годами вследствие неукомплектованности административных судов штатами, отсутствия материально-технической базы, надлежащего финансирования.
Затем, на основании постановлений Верховного Суда Украины, часть споров, в частности споры о праве в земельных, арендных правоотношениях, стали возвращаться в юрисдикцию хозяйственных судов, споры, связанные с пенсионным обеспечением участников войны, переданы общим судам. Все это повлекло затягивание рассмотрения исков, апелляционных и кассационных жалоб, справедливое возмущение участников споров, для которых важнее справедливое, своевременное и компетентное рассмотрение спора, а не название суда, в котором этот спор разрешается.
Я уверен, что принимать за основу всего лишь субъектный состав участников в корне неправильно. Основным критерием является характер правоотношений. Как известно, основная задача административного судопроизводства – защита интересов граждан во взаимоотношениях с органами власти и управления. В экономической сфере: производстве, торговле, сфере услуг и вытекающих из них финансовых отношениях, в том числе с участием государственных фискальных органов, споры должны разрешать специализированные на экономических отношениях суды. В Украине таковыми являются хозяйственные суды, которые должны решать споры компетентно и оперативно, что особенно важно для делового оборота и развития экономики.
– А что вы можете сказать по поводу практикуемого отдельными юристами искусственного затягивания рассмотрения спора путем использования недостатков действующего процессуального законодательства?
– Это называют процессуальными диверсиями, когда стороны обжалуют определения судов, которые обжалованию не подлежат. Если строго следовать букве действующего Хозяйственно-процессуального кодекса, то местный хозяйственный суд, который получил апелляционную или кассационную жалобу, обязан передать ее с материалами дела в суд вышестоящей инстанции. Таким образом, подавая надуманные жалобы, можно затянуть процесс рассмотрения иска на неопределенное время.
В ВР Украины зарегистрирован законопроект, направленный на урегулирование данной коллизии процессуального законодательства. Он одобрен и ВСУ, и высшими специализированными судами, и адвокатами, но почему-то длительное время не рассматривается народными депутатами. Это негативно сказывается на судебной практике, так как порождает множество жалоб на действия судей по затягиванию процесса и на ограничения доступа к правосудию. На сегодняшний день данная проблема частично урегулирована письмом председателя Судебной палаты по хозяйственным спорам ВСУ, в котором судам рекомендовано возвращать жалобы на определения, не подлежащие обжалованию, самостоятельно,
– Как, на ваш взгляд, должен проходить процесс отбора судейских кадров?
– Резерв кандидатов в судьи должен формироваться в том суде, куда планирует назначаться или избираться кандидат. И только после успешной стажировки или практики кандидат должен допускаться к квалификационным экзаменам. Поскольку для осуществления полномочий судьи человек должен обладать не только достаточным уровнем профессиональных знаний, но и высокими морально-этическими качествами, жизненным опытом, сильным характером, для определения соответствия кандидата предъявляемым требованиям, недостаточно только сдачи квалификационного экзамена. Претендент на эту ответственную работу должен изучить работу суда, порядок ведения судебных заседаний, судебную этику, научиться работать с документами и т.п. Именно такой порядок существовал и продолжает частично сохраняться в системе хозяйственных судов. Частично потому, что в результате некоторых неудачных законодательных новшеств в процедуре назначения судей постепенно повышается роль Государственной судебной администрации и нивелируется роль суда.
– Способно ли недавнее многократное повышение расценок на ИТО решить проблему недостаточного финансирования судов?
– Даже при старых расценках ситуация с финансированием затрат на почтовую корреспонденцию и техническое оснащение судов была бы нормальной, если бы эти средства направлялись по назначению. Но мы не знаем, на какие цели расходуются вырученные за ИТО деньги, так как этим распоряжается Государственная судебная администрация. Поэтому повышение расценок вызывает справедливое возмущение сторон, которые раньше платили 118 грн, а сейчас более 300 грн, и которые не могут понять, почему у суда нет денег на отправку почтовой корреспонденции.
Беседовал Сергей Козлов,
«Судебно-юридическая газета»