Существует мнение, что отечественное правосудие — самое дешевое в мире. То есть у нас якобы самая низкая плата за судебные издержки. Но так ли это на самом деле?
Недавно моя подруга обратилась в суд и пришла в ужас. Оказывается, сегодня, чтобы подать иск на взыскание материального ущерба за залитую соседом сверху квартиру, необходимо уплатить около 500 грн. «Я работаю учительницей в школе и получаю от силы тысячу гривен, из которых нужно еще за квартиру заплатить, ребенка одеть и прокормить, — сетует Наталья. — А тут еще ремонт придется делать из-за халатности соседа. Сама оплатить ремонт я не в силе. А виновник потопа отказывается мне помогать. Пришлось взыскивать деньги через суд. Но вот беда — за подачу иска нужно заплатить половину зарплаты. Вот о чем нужно писать журналистам», — в сердцах сказала подруга.
Ради интереса я зашла в ближайший районный суд, чтобы посмотреть на «расценки», и поняла, что сегодня судиться уже не так дешево, как было несколько месяцев назад. Причина в том, что 14 апреля 2009 г. Кабмин, дабы улучшить ситуацию с финансированием правосудия, издал Постановление ? 361 «О внесении изменений в размеры расходов по информационно-техническому обеспечению судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел». И плата за так называемое ИТО выросла в… 8 раз. Еще несколько месяцев назад за материальные дела истцу приходилось платить 30 грн., а сегодня — не менее 250 грн. Откуда взялись такие цифры?
«Если раньше ИТО привязывали к необлагаемому минимуму, который составляет 17 грн., то сегодня — к процентному соотношению минимальной зарплаты», — отмечает адвокат Владимир Билык. Отныне размер таких расходов для истцов по хозяйственным делам составляет 50% от одной минимальной заработной платы, установленной ВР Украины в ЗУ «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий год.
А вот с гражданскими исками дела обстоят гораздо сложнее. Для вычисления размера ИТО Кабмин предложил воспользоваться формулой: Р = Мз/п х k. «Мз/п» — это размер минимальной заработной платы на момент подачи иска, а «k» — коэффициент расходов в зависимости от категории дела — имущественного или неимущественного (семейные правоотношения, договорные и пр.) и колеблется от 0,05 до 0,4. Таким образом, умножив 625 на максимальный коэффициент, принадлежащий имущественному спору — 0,4, получим 250 грн. А к этому нужно еще прибавить сумму госпошлины, которая в имущественных спорах зависит от суммы заявленных денежных претензий, как это было в случае с моей подругой, у которой соседи затопили квартиру. Если понесенный ущерб оценивается истцом до 1700 грн. то плата государству будет составлять 1% от суммы, до 17000 грн. – придется отдать 5%, а все, что больше этой суммы, облагается 10% ставкой. Вот и считайте, сколько следует официально уплатить в суде денег за подачу искового заявления.
Кстати, если учесть, что решение суда первой инстанции может вас не устроить, то за апелляцию и кассацию придется заплатить такой же размер ИТО и половину от суммы госпошлины, уплаченной за рассмотрение дела в суде первой инстанции. Следовательно, при подсчетах своих затрат на судебные издержки, чтобы получить конечный результат, необходимо стартовую сумму ИТО умножить на число 3, а госпошлину — на 2. При этом обязательно не забывать проверять ежемесячно уровень минимальной заработной платы, который постоянно растет. Поэтому каждый раз размеры ИТО будут регулярно увеличиваться. Так что, как не крути, а у адвокатов прибавилось работы теперь еще и чисто математической. Ну а истцам с каждым разом придется все больше раскошеливаться. Иными словами, весело стало жить всем.
Но чиновники от правосудия остаются непреклонными. Они считают, что принятие такого Постановления Кабмина о повышении ИТО — решение вынужденное, так как размеры расходов на судебные затраты не пересматривались на протяжении пяти лет. «В связи со значительной инфляцией и ростом цен на расходные материалы в 2009 году старые тарифы не обеспечивали покрытия расходов по информационно-техническому обеспечению судебных процессов, — утверждает глава Государственной судебной администрации Украины Иван Балаклицкий. — Проект акта подготовлен ГСАУ и согласован с Минфином, Минэкономики, Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Минюстом без замечаний. Принятые изменения к Постановлению позволят увеличить денежные поступления в специальный фонд государственного бюджета и станут дополнительным источником финансовых ресурсов на содержание судебной власти».
Кстати, из Постановления КМУ от 21 декабря 2005 г., предусматривающего прежние расценки на ИТО, следует, что средства от оплаты судебных расходов направляются на информирование участников судебных процессов о ходе и результатах рассмотрения дел, изготовление и выдачу копий судебных решений, которые осуществляются путем создания и обеспечения функционирования Единственной судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксации судебного процесса, приобретение и обслуживание компьютерной и копировально-множительной техники, внедрения электронной цифровой подписи и пр. Если прочесть этот список, то сразу становится понятно, куда уходят наши деньги. По большому счету — в никуда. Поскольку создания нормально функционирующей Единственной судебной информационной системы мы который год дожидаемся. А информирование участников процесса о ходе дел сегодня, пожалуй, имеется только в Верховном суде. При этом ни в Апелляционном суде Киева, ни в районных судах столицы телефонных справок, не говоря уже о веб-сайтах, никто не дает. Да и ксерокс в судах — явление редкое. Несмотря на это, на каждом совете или съезде судей обсуждается вопрос о нехватке компьютеров и копировальной техники и жутком финансировании судов. Шутки-шутками, но ни судьи, ни депутаты, ни правительство пока еще не сделали ничего, чтобы правосудие в Украине стало действительно доступным для граждан.
Александра Тимощук,
«Судебно-юридическая газета»