У Подольского районного суда Киева приблизительно такие же проблемы, как и в других районных судах столицы – финансовые. Но его председатель Василий Бородий не только знает, как их решить, но и имеет рекомендации по улучшению общего состояния правосудия в стране.
– Каково Ваше виденье сегодняшней ситуации с судебной властью?
– Для простого гражданина власть олицетворяется в ее представителях на местах – в участковом милиционере, начальнике ЖЭКа, в инспекторе налоговой инспекции и, конечно же, в судье районного суда. И первое, с чем наши граждане сталкиваются, придя, к примеру, в местный суд, – с ободранными коридорами, где десятилетиями не проводился ремонт, с такими же условиями в канцеляриях и залах заседаний. Поэтому для улучшения работы судебной власти державным мужам нужно обеспечить нормальные условия труда судей районных и апелляционных судов общей юрисдикции, дать им нормальную зарплату, а параллельно с этим – упростить процедуру привлечения судей к ответственности. Если выполнить эти три пункта, то в судебной системе вскоре воцариться порядок. К тому же в Украине по сравнению с миллионной армией работников правоохранительных органов не так уж много судей – около 8–9 тыс., а зданий судов и того меньше – всего лишь 300. Но ни исполнительная, ни законодательная власть в выполнении вышеперечисленных условий не заинтересована.
– Это почему же?
– Если судьям дадут надлежащего вида здание, будут выделять средства на его содержание, то мне как главе Подольского районного суда г. Киева не придется ходить на поклон к чиновникам Киевсовета и к депутатам с просьбой выделить деньги на ремонт помещения, построенного еще в 1904 году, потому что из госбюджета на это ни копейки не перечисляют. В результате суды получат свою независимость от влияния местных властей. А говорить о неподкупности судей можно будет тогда, когда сделают достойной зарплату районных судей. На сегодняшний день они наиболее незащищенные в этом плане, поскольку при колоссальной нагрузке их зарплата в несколько раз ниже, чем у коллег из специализированных судов.
– А как такое стало возможным?
– 2 сентября 2005 года премьер-министр Юлия Тимошенко издала постановление о привязке оклада судьи к минимальной заработной плате. Если сегодня она составляет 600 с лишним гривен, то судья районного суда, согласно постановлению, должен получать 8 таких минимальных зарплат, то есть около 4800 грн. В принципе, это довольно неплохие деньги. Вот только судьи получают в несколько раз меньше. Поскольку 31 декабря 2005 года экс-премьер-министр Юрий Ехануров подписал дополнительное постановление о начислении оклада судьям районных судов без учета происходящих изменений минимальной заработной платы. Иными словами, исходной суммой является та, которая была 2 сентября 2005 года, то есть 332 грн. Умножая это число на коэффициент 8, мы получаем нынешний оклад судьи районного суда – 2 тыс. 756 грн. Иными словами, с сентября 2005 года зарплата судей не выросла ни на копейку, не смотря на рост инфляции, падение курса гривни и пр. При этом работникам прокуратуры и МВД за это время заработную плату повышали несколько раз. Когда я поднимаю эту тему, всегда вспоминаю Юлию Тимошенко, которая судилась в Печерском районном суде Киева и, глядя в глаза судьи, наверное, думала приблизительно следующее: «Не дай Бог, этот судья при зарплате 2 тыс. грн. – нечестный и продажный». Приблизительно такой же мессидж, скорее всего, мысленно посылал и находившийся за решеткой в зале Печерского суда Борис Колесников. Как только они оказались оправданными, тут же забыли о том судье, от которого не так давно зависела их дальнейшая судьба. Видимо, уверены, что на скамью подсудимых никогда больше не вернутся.
– Но пути Господни неисповедимы, и в роли обвиняемого могут оказаться даже сами судьи…
– Если они действовали вразрез с законом, то обязаны понести должное наказание, поскольку закон – один для всех. Я лично выступаю за то, чтобы упростить процедуру привлечения судьи к ответственности. А то сегодня служителей Фемиды годами лишают полномочий. Пока судейские органы сделают выводы по нарушителям в мантиях и подготовят соответствующее представление в парламент, пройдет не один месяц. Потом дело станет за народными депутатами, которые должны проголосовать за отстранение от должности нерадивого судьи. В законе четко записано, что при таком голосовании должен присутствовать лично кандидат на увольнение. Как правило, такие судьи, чтобы подольше потянуть время, уходят на больничный или просто по неизвестным причинам не являются в сессионный зал. Я считаю, что процедуру снятия с должности судей необходимо усовершенствовать, чтобы значительно ее ускорить. Но так уж повелось, что принятие законов в ВР происходит на гораздо низшем уровне, чем это, скажем, было во времена Советского Союза. Еще 17 лет назад, чтобы добавить к формулировке закона запятую или слова «а также», «и т.д.», «и т.п.» к работе привлекались несколько научных учреждений, потом эти изменения утверждались высшими органами власти – Минюстом, Верховным судом Советского Союза. И только после этого передавались на рассмотрение Верховному Совету СССР.
– А как сейчас?
– В наше время многие народные депутаты даже не знают, за что они голосуют. Вот вам яркий пример: в апреле 2008 года состоялось первое чтение законопроекта о передаче из административных в районные суды общей юрисдикции дел, связанных с пенсионными, социальными, чернобыльскими выплатами. Узнав об этом, судьи админсудов не рассматривали подобные иски месяцами, ожидая принятия упомянутого законопроекта во втором чтении. Когда же в декабре прошлого года он был принят и с 14 января сего года вступил в законную силу, на нас хлынули потоки дел, переданных из административных окружных судов. Практически в один день нагрузка наших судей увеличилась в 2–3 раза. Вот только, скинув на нас до 30–40% дел админсудов, наши законники забыли выделить положенное финансирование.
По этому поводу я всегда вспоминаю один старый советский анекдот: «Леонида Брежнева спросили: «Народ интересуется, почему, двигаясь семимильными шагами в светлое будущее, у нас нет мяса». Генсек ответил: «Потому что мы так быстро туда шагаем, что худоба за нами не успевает». Такая же ситуация с нашими судьями, которые не успевают за светлыми мыслями наших законодателей, вернее, не имеют ни времени, ни средств выполнять очередное их творческое предложение, позаимствованное у американцев, немцев, чехов, поляков или россиян.
– И все же, имеются ли результаты по рассмотрению дел, переброшенных из админсудов?
– На сегодняшний день у нас в Подольском районном суде рассмотрено более 30% исков граждан к Пенсионному фонду, органам социальной защиты и пр. И это притом, что в нашем суде работает всего лишь 18 судей. В том же Печерском суде – 33 судьи, в Оболонском – более 25-и…
– С чем это связано?
– С тем, что кадровые вопросы судов решаются в Секретариате Президента. Скажите, откуда чиновникам знать, сколько судей необходимо в том или ином районном суде Украины? На мой взгляд, такими делами должны заниматься исключительно органы судебной власти. Но, пожалуй, самой большой проблемой сегодня остается финансирование судебной системы. Конечно же, порядок в своем кабинете или зале заседаний каждый судья наводит сам. А вот на фасад здания суда, на лестничную клетку, коридоры, канцелярии, архивы у нас просто не хватает средств и времени. Хотя помещению, построенному в начале прошлого века, срочно необходим ремонт. К тому же, мы не перестаем надеяться на закрепление за нами участка земли под строительство нового здания суда. Поскольку участок находится в центре города, прямо возле нас – на Хоревой улице, то и претендентов на этот лакомый кусочек много. Но кто знает, может, произойдет чудо, и местные власти окажутся честными, объективными, неподкупными и наконец-то передадут этот участок земли суду.
Беседовала Александра Тимощук,
«Судебно-юридическая газета»