Так уж сложилось, что в Киеве находятся сразу два апелляционных суда общей юрисдикции — Киевской области и столицы. До недавних пор эти суды еще и работали под одной крышей — на ул. Владимирской, 15. В прошлом году, когда Киевский апелляционный суд торжественно отпраздновал свое новоселье по адресу ул. Соломенская, 2-а, Апелляционный суд Киевской области стал полноправным хозяином здания в центре города. Казалось бы, мечта о собственном доме для правосудия областных судей осуществилась. Вот только бытовых проблем не убавилось. Обо всем этом – наш разговор с первым заместителем председателя Апелляционного суда Киевской области Александром Шевченко.
– Что же мешает суду заниматься исключительно профессиональными обязанностями?
– Дело в том, что ремонт в здании, которому более 150-ти лет, не проводился уже несколько десятилетий. Все это время помещение, в котором находилось сразу два суда, получало большую нагрузку. Стены и перекрытия практически ежедневно выдерживали огромный поток людей, а в небольших кабинетах работали по десять и более судей да еще с помощниками и секретарями. Дошло до того, что в залах заседаний на головы людей начала сыпаться штукатурка. Об устаревшей мебели и говорить не приходится. С переселением наших столичных коллег мы взяли над зданием суда шефство и пытаемся своими силами привести его в порядок.
— Хочу сказать, что вам это удается.
– Это вы судите по моему кабинету и не представляете, что здесь было до ремонта. Пришлось полностью все переделывать, причем за свой счет.
— Вашим коллегам из Киевского апелляционного суда повезло больше — им досталось абсолютно новое помещение, построенное по последнему слову науки и техники.
– Оно-то так, если не учитывать месторасположения. Здание нашего суда находится не просто в центре города, а в его исторической части. Посмотрите только, какой чудесный вид из окна! А аура! Ведь этот дом имеет историческую и культурную ценность. Кстати, здесь в так называемом строении Присутственных мест, которое было частью «правительственного» квартала, на протяжении 1838–1917 гг. работали ваши коллеги-журналисты одной из старейших столичных газет «Киевские губернские ведомости». В 1880-ом неофициальный раздел газеты редактировал известный историк, профессор Андриевский. На основе документов XVII столетия, найденных в здешних подвалах, он издал 10 томов «Исторических материалов из Архива Киевского губернского правления», которое некогда располагалось тут же вместе с казенной и судебной палатой, казначейством и окружным судом.
Как видите, на этом месте правосудие вершили еще в XIX веке, а мы продолжаем славные традиции. Вот только денег на ремонт в Доме суда, увы, пока нет. Для плановой реконструкции фасада, который находится в плачевном состоянии, и самого помещения нам необходимо как минимум 2 млн гривен. Поэтому мы направили обращение премьер-министру Украины Юлии Тимошенко с надеждой, что Кабмин выделит деньги, и мы сможем провести долгожданный ремонт. Само здание находится в центре города и является неотъемлемой частью его истории. Поэтому, на наш взгляд, решение вопроса о выделении средств на ремонт здания по ул. Владимирской, 15 может стать серьезным вкладом в сохранение исторического лица столицы Украины. Государственная судебная администрация обещает к декабрю текущего года выделить нам 20 тыс. гривен. Но сами понимаете, что этих денег не хватит даже на почтовые расходы, не говоря о строительных материалах.
— Кстати, сегодня такие проблемы есть практически во всех судах. И как вы с ними справляетесь?
– Очень просто. Для обеспечения нормальной работы суда недостающую на марки и конверты сумму, которая за день достигает тысячи гривен, мы компенсируем из собственного кармана. Думаю, так сегодня делают многие судьи. Что касается регулярной выплаты полных зарплат, то с этим у нас проблем не бывает. Но и свободных вакансий на должность судьи в этом году, к сожалению, нет. Хотя нагрузка по рассмотрению дел с каждым годом увеличивается. Да и оклады помощников судей и рабочих пока не радуют — не превышают тысячу гривен. Но мы стараемся находить возможность поощрений, выписываем достойным сотрудникам премии и доплаты. Одновременно пытаемся приводить в порядок и само здание суда. Несмотря на нехватку средств, делаем ремонт на третьем этаже. Вместо многочисленных дверей в проходах коридора соорудили арки, сменили двери, ведущие в кабинеты судей, даже таблички повесили новые.
Но давайте пройдем по зданию суда, чтобы увидеть изменения к лучшему. Вот специализирующаяся по гражданским делам канцелярия, которую мы своими силами отремонтировали, и теперь она стала уютнее и светлее. Здесь наконец-то появились новые столы и стулья для граждан. Дальше — канцелярия по уголовным делам, где тоже проведены ремонтные работы. Та же участь постигла и самое важное место для суда — архив. Теперь сотрудники наводят там порядок с документами. А здесь — комнаты государственных обвинителей и адвокатов, которые мы тоже обновили. Вот если бы и государство приняло в этом деле активное участие, мы бы полностью отремонтировали здание суда, превратив его в настоящий Дворец правосудия.
Беседовал Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»