То, как пройдут конституционная, судебная и административная реформы, определит вектор развития Украины на долгие годы вперед. Об этом, и не только, мы беседуем с народным депутатом Украины, первым заместителем главы Комитета ВР по вопросам правосудия Юрием КАРМАЗИНЫМ.
— Юрий Анатолиевич, насколько вообще украинское общество сейчас готово к глобальным системным реформам?
— Менять Конституцию Украины можно и нужно. Она разбалансирована теми изменениями, которые были внесены в 2004 году. Но делать это надо тогда, когда в обществе царит спокойствие. В теперешней ситуации для Украины вредно вообще говорить об изменении Основного Закона. Я призываю и Президента, и Премьера, и все политические силы не делить Конституцию и полномочия. Президенту, как главнокомандующему, и так хватает полномочий. Я бы посоветовал тем политикам, которых не устраивает Конституция, уйти со своих постов.
Главные изменения в Конституции должны касаться судебной сферы. Ведь справедливая судебная система – это возможность практического обеспечения прав и свобод граждан. Если при этом государство создаст условия стабильности, чтобы людям дать возможность честно зарабатывать, то ничего сверхъестественного в реализации основных прав и свобод граждан выдумывать не надо.
Необходимость разработки проекта судебной реформы мотивирована тем, что действующий Закон «О судоустройстве Украины» только усугубил кризис судебной власти. Кроме того, согласно заключениям экспертов Совета Европы, данный закон не отвечает европейским стандартам как в части построения системы судов, так и организации судебной власти.
— С чем в нынешней судебной системе вы принципиально не согласны?
— Прежде всего, с тем, что Верховный суд и его руководство и далее хотят сохранить систему, укоренившуюся в стенах этого ведомства. Сегодня в ВСУ накопилось десятки тысяч дел, ожидающих рассмотрения. Однако в производство берутся лишь отдельные дела, интересные в материальном отношении. Подобные дела решаются на протяжении недели, максимум – месяца, а рядовые граждане ждут рассмотрения своих дел годами.
Так дальше продолжаться не может. Новый законопроект о судоустройстве предусматривает распределение прежде неограниченных функций ВСУ между отраслевыми судами. Мы предусмотрели, что наряду с Высшим административным судом будут еще Высший гражданский и Высший криминальный суды. А уже над ними — Верховный суд со значительным сокращением штата судей – с 105 до 16. Принимая такое решение, мы исходили из опыта цивилизованных стран мира. Например, в США состав ВС – всего 9 человек, причем они еще обладают полномочиями конституционного суда. А явления повторной кассации, функциями которой наделен наш Верховный суд, не существует больше нигде в мире. Только в Украине решение суда первой инстанции, рассмотренное в апелляционном суде, а дальше – Высшим хозяйственным или Высшим административным судом, может пересматриваться ВСУ. Нынче Верховный суд Украины – орган, который никому не подконтролен и не подотчетен. В нем не могут осуществить проверку Контрольно-ревизионное управление, Счетная палата, правоохранительные органы.
— Что реально может изменить новый закон о статусе судей?
— Прежде всего, мы повысим квалификацию судей, сделаем их действительно профессионалами. Перед назначением они будут обязаны проходить обучение в заведениях 4-го уровня аккредитации, ликвидировав монополию Одесской академии судей.
— Ну, а какие-то нестандартные предложения есть?
— Одним из полезных новшеств является предполагаемое участие в процессе (при рассмотрении дел в первой инстанции) народных заседателей и присяжных. Мы также предлагаем закрепить порядок распределения дел между судьями по очередности их поступления согласно алфавитному списку судей. В соответствии с проектом председательствующим коллегии судей является докладчик по делу, а составы коллегий определяются ежегодно путем жеребьевки. Это должно существенно снизить уровень судебной коррупции.
— Кстати, инцидент со львовским судьей Зваричем подтолкнул общественную дискуссию о необходимости судебной реформы?
— На ситуацию с реформированием судебной реформы сегодня, увы, больше влияет приближение президентских выборов. Мы уже увидели, как использовались суды в предвыборной кампании в Тернопольской области. От внимания общества ускользнуло то, какую колосальную роль там сыграл скандально известный Львовский апелляционный административный суд. Именно он и принимал решение, обязывающее провести выборы, не взирая на постановление Верховной Рады об их отмене. Очевидно, это произошло потому, что сегодня половина судей этого суда находятся «на крючке» у работников Службы безопасности, которая отстаивала определенные позиции на пользу президентской команды. Безусловно, это стало предметом размышлений для тех, кто хочет непредвзято во всем разобраться и все проанализировать.
— Народный депутат Украины Кармазин известен своими жесткими оценками работы судейского корпуса…
— Ко мне в последнее время часто обращаются по судебным вопросам. Я пытаюсь людям помочь, но это очень сложно. Не могу же я выполнять функции суда. Тем не менее, благодаря этим обращениям, я вижу, что творится в нашей судебной власти и пытаюсь влиять на ситуацию. Недавно поставил вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении нескольких судей, в том числе и из Верховного суда. Именно по моему представлению привлекается к уголовной ответственности судья в Херсонской области.
— Юрий Анатольевич, Вы депутат ужe многиx созывов, хотелось бы знать Ваше мнение вот о чем: говорят, что нынешний парламент — самый некачественный по своему cocтаву. Так ли этo, и в чем причина?
— К сожалению, вы правы. Закрытость списков и отсутствие политической культуры в обществе привело к тому, что в списки попали родственники, кумовья, охранники, парикмахеры (личные), и люди не могли осуществить свой выбор, чтобы избрать настоящие индивидуальности. В этом парламенте, таким образом, только единицы людей, которые могут работать над законами профессионально. Я думаю, их сегодня не больше 20 во всех фракциях.
— Кроме Вас, кто еще в парламенте читает все поданные к рассмотрению законопроекты?
— Спасибо за вопрос. Я понял, что вы знаете о том, что я их все читаю. К огромному сожалению, в этом созыве таких моих колег почти не осталось. Но надеюсь, что от политиканства мы когда-нибудь подойдем к профессиональной работе над законами, а она как раз будет подразумевать изучение всех законопроектов до единого. Мы также когда-нибудь подойдем к экспертизе законопроектов на наличие в них лоббистских и коррупционных норм.
— Как Вы считаете, состоятся ли все-таки досрочные парламентские выборы, если да — то когда?
— Я уверен, что они никому не нужны. Только воспаленный мозг может добавить ко всем потерям, которые мы сейчас несем, еще потери 3-5 миллиардов долларов. Я посчитал прямые и косвенные затраты на такую кампанию. Постараюсь сделать все, чтобы эта глупость (досрочные выборы в ВР — ред.) не состоялась.
Считаю, что всем сейчас нужно работать спокойно, без рывков, надрывов и предвыборных истерик. Нам нужно спешить изменить ситуацию, пока есть возможность. Преодоление кризиса должно сплотить украинское общество.
А выборы мы всегда успеем провести…
Интервью провел Стас ЧЕРКАС,
«Судебно-юридическая газета»