О правомерности применения блокираторов транспортных средств

10:29, 5 июня 2009
Газета: 3
Елена Петрова,
О правомерности применения блокираторов транспортных средств
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Елена Петрова, 
адвокат, Правовая группа «Павленко и Побережнюк»

Проблема парковки сейчас интересует каждого водителя автотранспортного средства в Киеве, ведь благодаря изобретательности Киевского городского совета блокирование колес, или, как оно теперь называется, «применение технических средств для ограничения движения транспортных средств», было, есть и будет. Однако установленные меры воздействия — блокирование (разблокирование) ТС — являются прямым нарушением права собственности, так как ограничивают возможность владельцев ТС пользования ими. 
В соответствии со ст. 41 Конституции Украины каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью и никто не может быть противоправно лишен права собственности, ведь право частной собственности незыблемо. При этом согласно статье 319 ГК Украины владелец владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению и имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону. Деятельность владельца может быть ограничена или прекращена или владельца могут обязать допустить к пользованию его имуществом других лиц лишь в случаях и в порядке, установленных законом. Кроме того, ответственность за действия, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, определяется исключительно законами (статья 92 Конституции Украины), и сегодня Кодексом Украины об административных правонарушениях установлена ответственность водителей за нарушение правил остановки и стоянки, которая в соответствии с ч. 2 ст. 122 этого Кодекса представляет собой наложение штрафа.
Таким образом, понятие «блокировка ТС» законом не предусмотрено. Предыдущие года порядок и случаи блокирования колес регулировались пунктом 7 Правил парковки транспортных средств в г. Киеве (утверждены решением Киевского городского совета ? 47\207 от 26 сентября 2002 года). Однако Министерство юстиции Украины заключением ? 1\89 от 11 марта 2008 года отменила регистрацию решения Киевского городского совета ? 47\207. Невзирая на прямое нарушение норм действующего законодательства, Киевский городской совет уже 25 декабря 2008 года принял новые Правила благоустройства города Киева (решение ? 1051\1051), которые практически идентичны предыдущим правилам, однако вместо определения «блокирование ТС» используется определение «применение технических средств для ограничения движения ТС».
Немногие знают, что если лицо, нарушившее требования этих Правил, отказывается от уплаты услуг по парковке и работам по установлению и снятию технического средства, заявляет о своем нежелании оплачивать услуги «блокираторщиков», то последние должны в присутствии понятых составить акт о нарушении водителем установленного порядка оплаты услуг по парковке, указать стоимость выполненных работ по установке и снятию технического средства, после чего произвести снятие технического средства. Акт направляется в суд для взыскания с нарушителя неуплаченных средств в принудительном порядке. 
Дело в том, что взыскать средства в судебном порядке по актам, составленным в соответствии с Решением ? 1051\1051 практически невозможно. Во-первых, это прямое нарушение норм Конституции и законов Украины о пользовании и распоряжении своим имуществом. Во-вторых, предоставление услуг может осуществляться лишь по взаимному согласию сторон. Если одна из сторон, которая должна выступать заказчиком, услугу не заказывала, то о каком возмещении расходов другой стороне (исполнителю) может идти речь? Этот риторический вопрос, которого, на самом деле, боятся так называемые «блокираторщики» (или согласно Правилам – операторы). Именно поэтому в случае блокирования ТС советуем ни в коем случае не платить средства оператору, а требовать составления акта о нарушении водителем установленного порядка оплаты услуг по парковке и соответствующей передачи этого акта в суд. Шансов взыскать с водителя средства минимальны, ведь требования должны обосновываться нормами действующего законодательства, а нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции Украины и законам Украины.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики