Единый налог
Минимизация с использованием упрощенного режима налогообложения происходит, как правило, по следующим направлениям: 1) компания дробит свой бизнес, чтобы каждое подразделение соответствовало определению малого предприятия и платило налоги по упрощенной системе; 2) холдинг создает предприятия, которые работают по упрощенной системе для выполнения сервисных функций (уборка офисов, подрядные и иные погрузочно-разгрузочные работы, техническое обслуживание оборудования); 3) предприятие реализует продукцию через фирму, которая находится на едином налоге, продавая ей продукцию с минимальной наценкой, чтобы перевести налоговую нагрузку на организацию-плательщика единого налога.
Украинское законодательство не запрещает использовать такие методы, тем не менее, реально экономить на налогах, используя упрощенную систему, могут лишь малые и средние предприятия. Если компания крупная, ей уже не имеет смысла дробиться. Во-первых, это приводит к увеличению документооборота и требует привлечения дополнительного бухгалтерского персонала. Штаты разрастаются, увеличиваются расходы. Во-вторых, если предприятие готово выходить на большой рынок и привлекать крупных покупателей, то использование единого налога может привести к оттоку их доли из-за невозможности получения «входного» НДС. Упрощенный режим налогообложения может эффективно использоваться в холдинге, который состоит из предприятий, применяющих общий режим налогообложения. Сотрудников по их согласию переводят в созданные организации и заключают договора на предоставление услуг. В результате налоговая база частично уменьшается. Тем не менее, при применении такой схемы необходимо помнить, что обязанности сотрудников на новых предприятиях по условиям договора должны быть более широкими, чем те, которые они выполняли, находясь в штате компании, — только в этом случае можно говорить о законности такой оптимизации. Вывод сервисного персонала, например уборщиц, на предприятия, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения, позволяет минимизировать налоги, не преступая закон.
Использование оффшоров
Мечта любого бизнесмена — минимальные налоги и максимально простые условия ведения дел. Воплощением этого желания стали оффшоры. Именно они являются сейчас главным препятствием для согласия между деловым миром и правительствами многих стран. На сегодняшний день в Украине принято около десятка разных документов, которые регламентируют внешнеэкономическую деятельность компаний. Наиболее серьезным считается ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
Основой оффшорного бизнеса являются законодательства многих стран, которые частично или полностью освобождают от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам, но при условии, что фирма не имеет прибыли в этой стране, а владельцы и руководство не являются резидентами страны. Создавая оффшорную компанию, предприниматель может существенно и абсолютно законно уменьшить груз налоговых выплат его местной фирмы. В результате взаимодействия местной фирмы и оффшорной компании можно практически ликвидировать выплаты по налогу на прибыль и значительно уменьшить выплаты по подоходному налогу. При этом главное правило, которого нужно придерживаться при создании и использовании оффшорных компаний, — соблюдение норм отечественного законодательства и норм страны регистрации компании. На сегодняшний день в мире насчитывается больше 60 стран, нормативная база которых предусматривает налоговые льготы для оффшоров. К числу наиболее известных относятся Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Мадейра, Мальта, Монако, Нидерланды, Швейцария, Гернси, Гибралтар, Джерси, Мен, Сарк, Бахрейн, ОАЕ и др. По мнению специалистов, около 80% инвестиций в Украину ввезены именно через оффшорные компании. Для этого могут использоваться взаимовыгодные договоры, кредитные линии, дочерние и совместные предприятия. В принципе, оффшор — обычный финансовый инструмент, который можно и нужно использовать. Но только в случае, если это необходимо и оправданно. А риски с использованием оффшорных схем в Украине немалые. Особенно если учесть, что сборщики налогов, как правило, относятся к ним отрицательно.
«Инвалидная» схема
В соответствии с действующим законодательством, освобождается от налогообложения прибыль общественных организаций и предприятий инвалидов (имущество которых является их собственностью), полученная от продажи товаров (работ, услуг), кроме подакцизных товаров и прибыли, полученной от игорного бизнеса, где в течение предыдущего отчетного (налогового) периода количество инвалидов, которые имеют там основное место работы, составляет не меньше 50% общего количества работников при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не меньше 25% суммы общих расходов на оплату труда, валовых расходов производства, которые относятся в состав ...валовых расходов производства (обращения) (пп. 7.12.1 Закона «О налогообложении прибыли предприятий»). Используя эту льготу, общественные организации инвалидов (ООИ) предлагают фирмам такую схему минимизации. Предприятие, которое оптимизирует налогообложение, освобождает своих сотрудников, а ООИ создает дочернюю компанию, куда их и переводят. Заключается договор аутсорсинга персонала, т.е. переведенные сотрудники работают в той же фирме, где и работали, но реально числятся в дочерней компании ООИ. Такая схема позволяет оптимизировать не только налог на прибыль, но и НДС. Практически все пришли к выводу об опасности использования этой схемы и целесообразности отказа от нее в ближайшее время. Минусы — налоговые органы при проверке таких организаций могут усомниться в реальности операций, поскольку работники сначала числились в коммерческой организации, а потом были переведены в дочернюю структуру ООИ.