В Главном юридическом управлении Верховной Рады проведена юридическая экспертиза подготовленного Комитетом по вопросам экономического развития к рассмотрению во втором чтении законопроекта №6013 об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц.
Напомним, этот законопроект предусматривает отмену Хозяйственного кодекса.
«По результатам юридической экспертизы указываем на несоответствие его положений Конституции Украины, не согласование с законами Украины и не учет в положениях законопроекта юридических позиций Конституционного Суда Украины» - указывает ГЮУ ВР.
«Довольно догматично выглядит и отсутствие в законопроекте легитимной цели, с которой признается утратившим силу Хозяйственный кодекс Украины, который регулирует отдельную и самостоятельную сферу общественных отношений и имеет предмет правового регулирования, в отличие от предлагаемого к рассмотрению законопроекта.
Положения законопроекта предусматривают только определение отдельных форм юридических лиц, косвенно определена дефиниция хозяйственной деятельности, перенесены из ГК Украины отдельные нормы по правовому регулированию отношений в сфере хозяйствования без определения принципов, методов, способов и средств такого правового регулирования.
При этом эквивалентный заменитель правового регулирования отношений коммерческой и некоммерческой деятельности в Украине не предоставляется» - подчеркнуто в заключении.
По мнению ГЮУ ВР, отдельные положения законопроекта могли бы найти свое отражение в Гражданском кодексе и ХК в контексте обновления правового регулирования отношений в сфере хозяйствования. «Однако в этом случае следует учитывать, что отмена единого кодифицированного акта, которым урегулирован вопрос о правовом хозяйственном (экономическом) порядке в Украине, который формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционной требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определение Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства нецелесообразно осуществлять путем распыления только части текста такого кодифицированного акта по отдельным частям других законодательных актов» - говорится в документе.
«Не возражая вообще против обновления и совершенствования правового регулирования, предусмотренного ХК Украины, отмечаем, что не усматривается целесообразным распыление норм по правовому регулированию, в частности, коммерческой и некоммерческой деятельности в различных законодательных актах, поскольку такой подход неоднозначен с точки зрения обеспечения системности законодательства Украины.
Соответственно, законопроектом предусмотрено исключительно формально-фрагментарное правовое регулирование отдельных общественных отношений в сфере хозяйствования, следовательно, это вполне вероятно может привести к тому, что это будет закон непредсказуемых последствий.
Законопроектом предусмотрен несистемный и незавершенный механизм правового регулирования общественных отношений в сфере хозяйствования. Отсутствие единого нормативного акта, который бы устанавливал основные принципы такого правового регулирования, несет угрозу экономической стабильности и экономической безопасности Украины, что в условиях действия правового режима военного положения в Украине недопустимо» - подчеркнуто в заключении ГЮУ ВР.
Ниже приводим заключение Главного юридического управления.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.