В Украине изменят правила реагирования банков в случае получения запросов от полиции по поводу махинаций со средствами.
Так, Верховная Рада в ближайшее время рассмотрит во втором чтении законопроект 11043 об усовершенствовании функций Нацбанка по государственному регулированию рынков финансовых услуг.
Ко второму чтению в законопроект ввели ряд новых правил.
Так, в статье 62 Закона «О банках и банковской деятельности» о порядке раскрытия банковской тайны установят новое основание для раскрытия банками информации о юридических и физических лицах, составляющей банковскую тайну. А именно банки должны раскрыть ее органам Национальной полиции Украины – в случаях и в объеме, определенных статьей 31 Закона «О платежных услугах».
В свою очередь, статью 31 Закона «О платежных услугах» дополнят новой частью 7, согласно которой в случае получения поставщиком платежных услуг от органа Национальной полиции, задачей которого является реализация государственной политики в сфере противодействия киберпреступности, письменного (электронного) запроса по осуществленной платежной операции пользователя, если такая операция содержит признаки уголовного правонарушения, предусмотренного статьями 185, 190-192, 200, 361, 361-2, 362-363 Уголовного кодекса Украины, такой поставщик обязан в течение кратчайшего срока (но не позднее 24 часов после получения ) предоставить следующую информацию:
1) сумма и валюта платежной операции;
2) дата проведения платежной операции;
3) тип платежной операции;
4) геопространственные данные, IP-адрес, адрес средства дистанционной коммуникации (включая платежное приложение) или платежного устройства, которое использовалось для осуществления платежной операции (при наличии), а в случае осуществления платежной операции через кассу – адрес кассы (при наличии);
5) идентификационные данные получателя: для физического лица – фамилия, имя и отчество (при наличии), регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика; для юридического лица – полное наименование, идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины;
6) полное наименование поставщика платежных услуг получателя;
7) уникальный идентификатор получателя и/или полный номер электронного платежного средства и/или счета получателя;
8) наименование и код эквайра (при наличии);
9) идентификатор платежного устройства (при наличии);
10) код, идентифицирующий операцию в платежной системе (при наличии);
11) уникальный идентификатор плательщика и/или полный номер электронного платежного средства и/или счета плательщика.
Как отмечает Главное юридическое управление парламента, речь идет о чрезвычайно широком объеме информации, и при этом не ограничены основания для направления такого запроса.
«Также непонятно, каким образом поставщик платежных услуг будет определять, содержит ли операция признаки уголовного правонарушения» - добавили в управлении.
По мнению экспертов, такой законодательный подход не учитывает требований части второй статьи 32 Конституции (по защите конфиденциальной информации о личности) и не отвечает критерию качества закона в контексте требований этой же статьи Конституции.
При этом текст представленного проекта не содержит правовых норм, которые бы связывали вводимые законом ограничения охраняемых Конституцией Украины прав граждан с интересами национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
«Следовательно, введение распространения «информации обо всем надлежащем имуществе (активах) и обязательствах лиц», которое является конфиденциальной информацией, без согласия владельцев этих данных, является необоснованным, непропорциональным и не учитывающим требования статьи 3 Конституции Украины» - считают в управлении.
Также изменены подходы к тому, какие платежные услуги, предоставляемые операторами мобильной связи, будут считаться ограниченными платежными.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.