Верховная Рада в ближайшее время рассмотрит законопроект 11340 о внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс о повышении эффективности заключения соглашений о признании виновности. Изменения касаются соглашений по уголовным производствам по коррупционным и связанным с коррупцией уголовным правонарушениям. Принять законопроект за основу 17 июля рекомендовал профильный Комитет по вопросам правоохранительной деятельности.
Как указывает правительство в лице Минюста, внесение соответствующего законопроекта предусмотрено Планом Украины Ukraine Facility, за реализацию которого Украина будет получать средства от ЕС. Совершенствование института соглашений о признании виновности обуславливается эффективностью такого «альтернативного» способа разрешения уголовно-правовых конфликтов. Однако на сегодняшний день законодательное регулирование таких соглашений в Украине имеет определенные ограничения для следствия и подозреваемых.
Следовательно, предлагается дополнить ч. 3 статьи 53 Уголовного кодекса положениями, предусматривающими исключительно в отношении коррупционных правонарушений, правонарушений, связанных с коррупцией, применять штраф как дополнительное наказание в случае заключения соглашения о признании виновности в случаях, когда такое наказание не предусмотрено в санкции статьи. В таком случае размер штрафа определяется в следующих пределах:
1) от 204 тысяч грн до 2,04 млн грн – в случае совершения уголовного проступка;
2) от 2,057 млн до 20,4 млн грн – в случае совершения нетяжкого преступления;
3) от 20,417 млн до 102 млн грн – в случае совершения тяжкого преступления;
4) от 102 млн грн до 204 млн грн – в случае совершения особо тяжкого преступления.
Также предлагается дополнить УК статьей 69-2, предусматривающей, что при разоблачении подозреваемым или обвиняемым другого лица в совершении коррупционного уголовного правонарушения, уголовного правонарушения, связанного с коррупцией, если информация о совершении таким лицом уголовного правонарушения будет подтверждена при условии полного или частичного (с учетом характера и степени участия лица в совершении преступления) возмещения подозреваемым или обвиняемым причиненного ущерба или причиненного вреда (если такой ущерб или вред был причинен), суд может принять решение об утверждении соглашения о признании виновности, в случае, если сторонами согласовано наказание в виде лишения свободы ниже самого низкого предела, установленного в санкции статьи (части статьи) Особой части УК. При этом в случае назначения такой меры наказания лицо не может быть освобождено от его отбывания с испытанием на основании статьи 75 УК.
Кроме того, предлагается дополнить статью 75 УК положениями, которыми установить, что в уголовных производствах по коррупционным правонарушениям, правонарушениям, связанным с коррупцией, суд принимает решение об освобождении от отбывания наказания с испытанием в случае утверждения соглашения о признании виновности, если сторонами соглашения согласовано освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы сроком не более 8 лет или иного более мягкого наказания с испытанием. Испытательный срок в таком случае устанавливается судом продолжительностью от 2 до 6 лет.
Изменениями в статью 77 УК к перечню дополнительных наказаний, которые могут быть применены, добавлены наказания в виде конфискации имущества.
Изменениями к статье 89 УК предлагается срок погашения судимости для лиц, освобожденных от отбывания наказания на основании абзаца 2 части 2 статьи 75 УК в редакции проекта, определять с момента оглашения приговора суда и если с этого времени лицо в течение шести лет не совершит нового уголовного правонарушения . Если на момент окончания такого 6-летнего срока лицо не отбыло дополнительное наказание, оно признается не имеющим судимости после отбытия этого дополнительного наказания.
Изменениями к статье 469 УПК предлагается предусмотреть возможность заключения соглашения по особо тяжким преступлениям, отнесенным к подследственности НАБУ, при условии полного или частичного (с учетом характера и степени участия лица в совершении преступления) возмещения подозреваемым или обвиняемым причиненного ущерба или причиненного ущерба (если такие или вред были причинены).
Кроме того, предполагается, что в уголовных производствах по коррупционным уголовным правонарушениям, уголовным правонарушениям, связанным с коррупцией, заключение соглашения о признании виновности между прокурором и подозреваемым или обвиняемым будет согласовываться:
1) в уголовном производстве по тяжкому преступлению – по согласованию с руководителем органа прокуратуры или его заместителем;
2) в уголовном производстве относительно особо тяжкого преступления – по согласованию с Генпрокурором (исполняющим обязанности Генпрокурора) или его заместителем.
В уголовных производствах по тяжкому, особо тяжкому преступлению, отнесенному к подследственности НАБУ заключение соглашения о признании я виновности между прокурором и подозреваемым или обвиняемым осуществляется:
1) в уголовном производстве по тяжкому преступлению, отнесенному к подследственности НАБУ, – по согласованию с руководителем САП (исполняющим обязанности руководителя САП) или заместителем руководителя САП;
2) в уголовном производстве относительно особо тяжкого преступления, отнесенного к подследственности НАБУ, – по согласованию с руководителем САП.
Также предлагается внесение изменений в статью 474 УПК Украины об установлении возможности продления судебного производства в общем порядке, если судом в утверждении соглашения о признании виновности было отказано, а стороны уголовного производства против этого не возражают.
Кроме того, предлагается предоставить возможность сторонам уголовного производства вносить изменения в заключенное соглашение до момента удаления суда в совещательную комнату, а также предусмотреть, что повторное обращение с соглашением в одном уголовном производстве допускается единовременно в случае устранения оснований, на основании которых суд отказал в утверждении такой сделки.
В случае повторного отказа судом в утверждении соглашения, следующее обращение с соглашением в этом уголовном производстве не допускается.
В своем заключении Комитет отметил, что «коррупция как явление представляет серьезную угрозу верховенству права, демократии и правам человека, а также разрушает надлежащее государственное управление. Для предотвращения коррупционных проявлений, достижения значительного прогресса в предотвращении и противодействии коррупции, обеспечения слаженности и системности антикоррупционной деятельности всех государственных органов возникла необходимость в совершенствовании института соглашений о признании виновности в коррупционных уголовных правонарушениях».
В то же время, было отмечено и некоторые положения основного законопроекта, на которые необходимо обратить внимание во время его подготовки ко второму чтению. В частности, речь идет об исключении организаторов уголовного правонарушения из числа лиц, с которыми может быть заключено соглашение о признании виновности между прокурором и подозреваемым или обвиняемым.
Следует отметить, что к данному законопроекту поданы два альтернативных – от народного депутата Максима Павлюка («Слуга народа») и Ярослава Юрчишина и Александры Устиновой («Голос»).
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.