Если граждане будут игнорировать законодательство о постановке на военный учет и обязанность обновления военно-учетных данных, если эти данные отсутствуют у государства, явки по повестке, их будут штрафовать до 25,5 тысячи гривен. Соответствующий законопроект об увеличении штрафов 10379 года Верховная Рада 10 апреля одобрила в первом чтении.
1 мая Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности рекомендовал принять его во втором чтении с учетом поправок. Содержание поправок пока неизвестно, впрочем, как сообщил член Комитета, народный депутат Максим Бужанский, суммы штрафов во время войны остались такими же, как были рекомендованы к первому чтению. Верхний порог по статье 210 и 210-1 КУоАП будет составлять 25,5 тысячи грн.
Административный штраф могут наложить в течение года, но не позднее трех месяцев с момента выявления правонарушения.
Также члены Комитета разделили три режима: правонарушения, повторные правонарушения и правонарушения во время действия режима военного положения.
Важное уточнение состоит в том, что эти статьи 210 и 210-1 КУоАП не применяются к тем данным о призывнике, которые ТЦК может получить путем доступа к открытым для него государственным реестрам.
Напомним, как ранее писала «Судебно-юридическая газета», 4 апреля вступил в силу Закон 3549-IX о цифровизации военного учета и внедрении Электронного военнообязанного кабинета (законопроект 10062), предусматривающий, что идентификация военнообязанных граждан и оформление документов военного учета теперь будет осуществляться с использованием средств Единого электронного реестра призывников, военнообязанных и резервистов «Оберег». Согласие лиц на обработку их персональных данных для целей Реестра не требуется. В Реестр попадет широкий набор персональных данных – место работы, опыт работы, дипломы, водительские права, налоговый номер, отцифрованное лицо и т.д.
Налоговая служба автоматически передает данные о работающих гражданах в Реестр военнообязанных. То есть Минобороны будет видеть всех предпринимателей, которые не поставили своих работников на учет.
Ответственность за нарушение правил военного учета и закона о мобилизации
Одобренный в первом чтении парламентом 10 апреля законопроект 10379 с учетом рекомендаций Комитета до первого чтения предусматривал, что статьи 210 и 201-1 КУоАП будут изложены в новой редакции.
В ч. 2 статьи 210, которая устанавливает ответственность за нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета во время военного положения, предусматривают штраф от 17 тысяч до 25,5 тысяч грн.
Положения статей 210, 210-1 КУоАП не применяются в случаях возможности получения Министерством обороны персональных данных призывника, военнообязанного и резервиста путем электронного информационного взаимодействия с другими информационно-коммуникационными системами, реестрами (в том числе публичными), базами (банками) данных, держателями (распорядителями, администраторами) которых являются государственные органы.
В ч.2 статьи 210-1, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, также предусматривают штраф во время военного положения от 17 тысяч до 25,5 тыс. грн. для граждан. А для должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и общественных объединений – от 34 тысячи до 59,5 тысячи грн.
Итак, если гражданин не явится по повестке в ТЦК или же не обновит свои данные о реальном адресе, сначала к нему применят штраф в указанной сумме – минимально 17 тысяч грн. А для предприятия, которое не будет реагировать на необходимость вести военный учет работников, будет штраф от 34 тысяч грн.
Отметим, что п. 23 Порядка организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов установлено, что в случае изменения адреса их места жительства или других персональных данных они обязаны лично в 7-дневный срок сообщить о таких изменениях соответствующим органам, они не находятся на военном учете.
По действующей редакции статьи 210-1 штраф составляет от 3400 до 5100 грн для граждан.
Итак, теперь он вырастет в 5 раз.
Протокол не составляется
Кроме того, одобренный законопроект предусматривает, что ст. 258 КУоАП дополняют нормой, протокол не составляется в случае совершения в особый период административных правонарушений, предусмотренных статьями 210, 210-1, рассмотрение которых отнесено к компетенции ТЦК, Центрального управления или региональных органов СБУ (в части правонарушений, совершенных военнообязанными или резерв находящиеся в запасе СБУ), если лицо не появляется без уважительных причин или без уведомления причин не прибытия на вызов ТЦК, Центрального управления или региональных органов СБУ, являясь должным образом уведомленным о дате, времени и месте вызова у, и при наличии в ТЦК, Центрального управления или региональных органов СБУ подтверждающих документов о получении лицом вызова.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», в начальной версии, которую внес Кабмин в лице Министерства обороны, предлагалось считать отказ от прохождения медицинского осмотра уклонением от призыва и наказывать его лишением свободы до 5 лет. Штрафы за неявку в ТЦК по повестке Минобороны предлагало увеличить до 204 тысяч гривен.
Однако Комитет, рекомендовавший принять этот законопроект, откорректировал соответствующие нормы.
Напомним, ранее мы писали, что апелляционный админсуд отменил постановление ТЦК о привлечении мужчины к ответственности за неуведомление в 7-дневный срок ТЦК об изменении персональных данных.
Кроме того, как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Шестой апелляционный админсуд указал в своем решении, что сам факт отказа от получения повестки не создает состава правонарушения, в частности в части явки в ТЦК.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.