Венецианская комиссия на своей пленарной сессии 6-7 октября 2023 года приняла достаточно критический Вывод на законопроект 9081 о запрете участия в выборах лицам, связанным с политическими партиями, деятельность которых запрещена.
Напомним, в настоящее время в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления о принятии за основу законопроекта 9081, которым:
Венецианская комиссия предоставила по этому законопроекту ряд критических оговорок.
Как отмечено в Заключении ВК, письмом от 28 апреля 2023 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи обратился в Венецианскую комиссию с просьбой предоставить заключение на законопроект №9081. Подобный запрос в Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) подал первый заместитель председателя Комитета по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Украины и председатель Комитета по интеграции Украины в Европейский Союз. Поскольку это заключение касается избирательной сферы, его подготовили Венецианская комиссия и БДИПЧ.
Этот законопроект, если он будет принят, приведет к ограничению права быть избранным, как это закреплено, в частности, в статье 3 Протокола № 1 к Европейской конвенции (ЕКПЧ) и статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он будет распространяться на членов запрещенной партии, занимавших выборные должности во время военного положения, введенного 24 февраля 2022 года, и в течение десяти лет после его прекращения или отмены. Признавая, что сразу после прекращения военного положения определенные ограничения могут быть потенциально оправданными в течение ограниченного периода времени, позволяя постепенную адаптацию, временные рамки применения таких ограничений, как предлагается в законопроекте, неправомерно длинны. Поскольку предложенные положения будут оставаться в силе еще долго после завершения военного положения, их следует проанализировать с точки зрения перспективы их долгосрочного применения, даже в мирное время, когда отступление больше не будет применяться. Соответственно, Венецианская комиссия и БДИПЧ проанализировали законопроект и альтернативные проекты по «классическому» тесту на пропорциональность.
В свете уникальной исторической ситуации, с которой сталкивается Украина, Венецианская комиссия и БДИПЧ, считают, что проект закона законно направлен, в принципе, на защиту, среди прочего, независимости государства, демократического порядка и национальной безопасности. Однако он применяется автоматически на основании исключительно членства в партии и занимания выборной должности и без разбора, без различия между теми членами партии, которые активно способствовали незаконным действиям, приписываемым политической партии, и, таким образом, в случае избрания будут представлять угрозу демократическому порядку и национальной безопасности, а также тех, кто выполнял только нейтральные обязанности. Ограничение касается большой группы лиц, что делает их коллективно ответственными за нелегитимную деятельность партии, к которой они принадлежат, таким образом, не хватает индивидуализации, следовательно, гарантий надлежащего процесса. Это противоречит принципу пропорциональности и может привести к произволу.
Поэтому Венецианская комиссия и БДИПЧ рекомендуют украинским властям, если они желают дисквалифицировать определенных участников запрещенных партий:
Выполнение этих рекомендаций имеет важное значение во избежание нарушения баланса между законной целью защиты демократического порядка государства и национальной безопасности и необходимостью обеспечения равных условий игры без непропорционального подрыва важной роли, которую играют все политические деятели в обеспечении плюрализма, и угрозы представительного характера законодательной власти, подчеркнула Венецианская комиссия.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.