12:30, 11 марта 2023
Проблемы выявлены при поступлении, прохождении, увольнении с государственной службы, а также в вопросах дисциплинарных производств и премирования.
В Национальном агентстве по вопросам государственной службы (НАГС) обнародовали перечень наиболее типичных нарушений требований законодательства в сфере государственной службы в 2022 году.
«Анализ результатов проведенных мер контроля указывает на рост, по сравнению с предыдущим годом, показателя выявленных недостатков в реализации процедур поступления на государственную службу. Увеличилось также количество несоответствий и нарушений, связанных с прекращением государственной службы», - говорится в отчете НАДС.
«Судебно-юридическая газета» ознакомилась с наиболее типичными проблемами, выявленными в прошлом году на государственной службе.
Выявленные проблемы при поступлении на государственную службу
- На конкурсы на должности в сфере государственной службы допущены кандидаты, общий стаж работы которых вообще не был известен
- Этап собеседований во время конкурсов в ряде случаев не был обеспечен для кандидатов в должности
- Тестирование кандидатов на занятие должностей категорий «Б» и «В» проводилось в присутствии менее трех членов конкурсной комиссии
- Конкурсные комиссии не всегда имели полномочный состав, хотя конкурсы они проводили даже в таком формате
- Баллы за знание законодательства после тестирований в некоторых случаях выставлялись в виде дробных чисел, что, возможно, оказало влияние на результаты конкурсов
- Зафиксированы случаи, когда при наличии вакантной должности для временного исполнения обязанностей назначалось определенное лицо, однако конкурс на вакантную должность в дальнейшем не объявлялся
- Государственным служащим, работавшим с испытательным сроком, не определялись задания на срок испытания
- Ранг государственного служащего присваивался до истечения испытательного срока
Выявленные проблемы по вопросам прохождения государственной службы
- Продвижение государственных служащих по служебным ступеням происходило без конкурсов
- Перевод государственных служащих в пределах одного государственного органа происходил приказами с формулировкой «уволив с должности», что не верно
- Присвоение рангов государственным служащим происходило с нарушением установленных сроков
- Для присвоения очередного ранга государственного служащего организовывалась сдача зачетов
- Представления о присвоении очередного ранга государственного служащего не содержали информации о номерах и датах решений о присвоении предыдущих рангов.
- При возложении на государственных служащих дополнительных обязанностей не отмечались данные о выплатах за дополнительную нагрузку
- И наоборот, установление выплат за дополнительную нагрузку производилось без представления непосредственного руководителя.
- Во время проведения оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, выставленные баллы никак не обосновывались
- Государственные служащие не знакомились с результатами оценки их служебной деятельности
- Государственные служащие, получившие оценки «отлично» по результатам оценки служебной деятельности, не были премированы
- В некоторых государственных органах в Положении о премировании отсутствовал абзац, предусматривающий, что премия по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности начисляется независимо от фактически отработанного времени в месяце, в котором она выплачивается.
- Положение о премировании работников государственного органа не отвечает требованиям Типового положения о премировании, в части:
а) установление премий государственным служащим из протокола заседания комиссии о премировании
б) неначисление премии государственному служащему за месяц, в котором вынесен выговор
в) уменьшение размера премии за месяц до 90 процентов в случае нарушения государственным служащим трудовой и исполнительской дисциплины
г) невыплаты премии в случае привлечения работника к дисциплинарной или административной ответственности в связи с неисполнением должностных обязанностей
д) невыплаты премии работникам, уволившимся с работы по инициативе администрации за нарушение трудовой или исполнительской дисциплины в месяце, за который проводится премирование
е) уменьшение выплаты премии государственным служащим, увольняющимся с работы по собственному желанию, в месяце увольнения
13. Положение о премировании государственного органа содержит раздел «Оказание материальной (денежной помощи)» и раздел «Единовременные премии (денежные вознаграждения)», не предусмотренные Типовым положением о премировании
14. Представления дисциплинарных комиссий государственных учреждений не содержало фактов, подтверждающих совершение государственными служащими дисциплинарных проступков или фактов, подтверждающих отсутствие совершения государственными служащими дисциплинарных проступков или фактов, подтверждающих отсутствие совершения государственными служащими дисциплинарных проступков с соответствующим обоснованием
15. Во время осуществления дисциплинарного производства в отношении государственного служащего у государственного служащего не запрашивали пояснений перед наложением дисциплинарного взыскания
16. Государственному служащему, в отношении которого осуществлялось дисциплинарное производство, не была выдана под расписку надлежащим образом заверенная копия приказа о закрытии дисциплинарного производства
17. По результатам рассмотрения одного дисциплинарного производства в отношении государственного служащего, на основании представления дисциплинарной комиссии, было вынесено три решения о наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания, оформленных тремя приказами руководителя государственной службы
Выявленные проблемы по прекращению государственной службы
- В приказах об увольнении государственных служащих по основаниям, определенным законом «О государственной службе», кроме ссылки на норму Закона содержится также ссылка на Кодекс законов о труде Украины, не соответствующий нормам ч. 2 ст. 5 Закона
- При сокращении должностей государственной службы категории «Б» не предложена равнозначная должность при ее наличии в государственном органе
- Во время осуществления реорганизации государственного органа не все работники предупреждены о дальнейшем увольнении
- В государственном органе отсутствуют акты о факте передачи дел и имущества государственных служащих, которые освобождаются от должностей государственной службы. Поэтому не соблюдены требования части 2 ст. 89 Закона, согласно которой, факт передачи дел и имущества удостоверяется актом, составленным в двух экземплярах, и подписывается уполномоченным лицом, руководителем службы управления персоналом соответствующего государственного органа и увольняющимся государственным служащим.
- В актах о факте передачи дел и имущества отсутствует подпись руководителя службы управления персоналом, что говорит о несоблюдении требования части второй статьи 89 Закона, которой установлено, что такой акт подписывается, в частности, руководителем службы управления персоналом соответствующего государственного органа.
Выявленные проблемы по организационно-правовым основам реализации государственной политики в сфере государственной службы
- Количество работников служб управления персоналом ниже установленной численности службы управления персоналом
- Структурное подразделение по вопросам персонала не определено как самостоятельное структурное подразделение
- Возложение на службу управления персоналом обязанностей, не касающихся вопросов управления персоналом
Автор: Вячеслав Хрипун
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.