Что ждать от Высшего совета правосудия, ВККС и Конституционного Суда в 2023 году

17:40, 4 января 2023
Совет правосудия и ВККС заработают, но стать эффективными им будет сложно.
Что ждать от Высшего совета правосудия, ВККС и Конституционного Суда в 2023 году
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

«Судебно-юридическая газета» решила поделиться с читателями собственными прогнозами по поводу того, как будут работать в 2023 году Высший совет правосудия, Высшая квалификационная комиссия судей и Конституционный Суд Украины.

Будет ли сформирован Высший совет правосудия

Один из главных вопросов, интересующих судей и юридическое сообщество в целом – это формирование полномочного состава Высшего совета правосудия.

Сейчас в составе ВСП есть 7 членов Совета с полномочиями, тогда как для формирования полномочного состава Совету правосудия нужно иметь не менее 15 членов ВСП.

Сразу 8 членов ВСП уже в январе попытаются избрать XIX съезд судей.

Указанный съезд судей, который должен был пройти еще в декабре 2021 года, будет проходить в сложных условиях.

Должностные лица, народные депутаты и иностранные послы неоднократно отмечали, что избрание съездом судей 8 членов ВСП (из 16 кандидатов на должности), это уже не только дело собственно судейского управления, а дело реального подтверждения Украиной ее евроинтеграционных намерений. Впервые в истории Украины большинство членов Совета правосудия будут составлять юристы, отобранные с участием иностранных экспертов.

В судейском сообществе, впрочем, по-разному относятся к фактически указанию избрать необходимое количество членов ВСП для разблокирования работы Совета правосудия.

С одной стороны, действительно, многие делегаты съезда, очевидно, будут настроены на избрание всех 8 членов Совета правосудия. К такому сценарию судейское сообщество толкают и собственные корпоративные интересы – немало судей в 2023 году намерены уволиться в отставку или перевестись на длительное время (или вообще на постоянный срок) в другие суды, что без полномочного ВСП сделать невозможно.

С другой стороны, несколько узкий перечень кандидатов на должности (7 из которых вообще являются действующими судьями Верховного Суда или судьями ВС в отставке) может оказать существенное влияние на голосование, которое может закончиться избранием меньшего количества членов ВСП, чем нужно.

Также следует учитывать и то, что с немалой вероятностью съезд может вернуться к практике избрания членов ВСП по квотам (по судебной специализации и инстанции), что также может повлиять на итоговый результат.

Учитывая, что до возобновления рассмотрения дисциплинарных жалоб на судей еще далеко (об этом ниже) даже при условии формирования полномочного состава ВСП, члены Совета правосудия, вероятно, сконцентрируются как на вопросах, оставшихся в наследство от прошлого состава ВСП (увольнение судей в отставку, командирование судей в другие суды, рассмотрение ходатайств об отстранении судей, попытки решить финансово-хозяйственные проблемы судебной власти, назначение новых членов ВККС, проблемы функционирования ЕСИТС и т. п.), так и на продвижении определенных инициатив в законодательное поле.

Так, в 2022 году в ВСП неоднократно отмечали, например, необходимость упростить процедуру отбора на должности судей. Также в ВСП предлагали пересмотреть сроки привлечения судей к дисциплинарной ответственности, сделать жалобы на судей платными и лишить Верховный Суд права пересматривать решения Высшего совета правосудия.

Впрочем, слишком высокой эффективности в 2023 году ожидать от ВСП все же не стоит. Известно, что и в прошлые годы влияние ВСП на решение многих стратегических проблем судебной власти было достаточно условным. К примеру, с 2020 года наблюдается существенное сокращение расходов государства на содержание судебной власти. Такое положение вещей оказывает крайне негативное влияние, как на материально-техническое обеспечение судов, так и на заработную плату работников аппаратов судов.

Достаточно низкой и в основном формальной в прошлые годы была эффективность ВСП по противодействию вмешательству в деятельность как судебной власти в целом, так и отдельных судей в частности.

Также заметно, что в прошлые годы у многих государственных и правоохранительных органов сформировалось достаточно скептическое отношение к ВСП как к органу, пожелания и предложения которого вполне можно игнорировать.

Что будет с дисциплинарными жалобами на судей

Один из вопросов, наиболее волнующий юридическое сообщество – это восстановление дисциплинарной функции Высшего совета правосудия.

Такое внимание вполне понятно, ведь с июля 2021 года Совет правосудия вообще не осуществляет рассмотрение дисциплинарных жалоб в отношении судей.

Как предполагает судебная реформа Владимира Зеленского, рассмотрение дисциплинарных жалоб на судей должно происходить только при участии автономного подразделения в составе ВСП – Службы дисциплинарных инспекторов, которых еще нужно отобрать на конкурсной основе.

Впрочем, как уже бывало неоднократно в современной истории Украины, легко все выглядело только при разработке реформы.

На практике же оказалось так, что весь 2021 год и начало 2022 года прошли в своеобразном противостоянии между тогдашним составом Совета правосудия и властью, которая под влиянием иностранных партнеров и «профессиональной общественности» пыталась или «переаттестовать» действующих членов ВСП с помощью специально созданного Этического совета или заставить их уволиться с должностей.

В итоге, 22 февраля 2022 года большинство членов Совета правосудия уволились с должностей, а ВСП, таким образом, потерял полномочный состав.

На слишком долгие сроки формирования нового состава ВСП повлияли как агрессия РФ, начавшаяся 24 февраля, так и новая процедура избрания членов ВСП. С 2021 года в состав ВСП могут избраться только те кандидаты, которые прошли через «сито» Этического совета.

Темпы работы Этического совета, состоящего из трех украинских судей и трех иностранных экспертов, высокими, по ряду организационных причин, назвать сложно. Например, на оценку более 60 кандидатов на должности членов ВСП по квоте Съезда судей Этическому совету понадобился почти год.

Конкурс на должности дисциплинарных инспекторов (их будет не менее 24), между тем, возможен только при наличии полномочного состава ВСП.

Кроме того, пока неизвестно, как реально он будет происходить. Дело в том, что закон выдвигает слишком жесткие требования к кандидатам на должности дисциплинарных инспекторов.

Они должны иметь 15 лет стажа в области права (8 лет обязательно в должности судьи, прокурора, адвоката). При этом заработная плата предлагается на не слишком высоком уровне – 17,5 тыс. гривен.

В итоге получается так, что для возобновления рассмотрения дисциплинарных дел сформировать полномочный состав ВСП еще мало. А формирование подразделения дисциплинарных инспекторов вообще может сильно затянуться.

Ситуация дошла уже до того, что теперь во власти предлагают либо изменить закон и упростить процесс отбора дисциплинарных инспекторов, либо попросить помощи у иностранных партнеров, которые якобы могут предложить лучший выход из ситуации.

Между тем дисциплинарные жалобы на судей в ВСП постепенно накапливаются – известно уже о почти 10 тыс. нерассмотренных жалоб на судей.

Будет ли сформирована ВККС

Более-менее понятна ситуация с конкурсом на должности 16 членов Высшей квалификационной комиссии судей – главного кадрового органа судебной власти.

Конкурс, который уже год проводит Конкурсная комиссия в составе трех украинских судей и трех иностранных экспертов, как ни странно, вообще не перегружен какими-либо процедурами.

Конкурс, например, предусматривает такие составляющие "как исследование мотивационного письма кандидатов", "анализ ответов кандидатов на дополнительные запросы Конкурсной комиссии", "изучение справок от общественных организаций".

В итоге к финальным собеседованиям, которые состоятся в январе-феврале 2023 года, были допущены 64 кандидата.

Каких-либо объяснений, чем 64 отобранных кандидата действительно лучше 237 других кандидатов, которые тоже подали документы на конкурс, Конкурсная комиссия предоставлять не стала.

Судя по тому, что в списке 64 человек есть аномальное количество кандидатов, относительно которых ранее позитивно отзывались разные антикоррупционные общественные организации и отдельные активисты, не исключено, что финальный список из 32 рекомендованных для назначения на должности членов ВККС будет составлен по своеобразной неофициальной квоте – часть списка будет составлена из «фаворитов общественности», а вторая часть – все же не только из добропорядочных, но и из профессиональных кандидатов.

Решающее слово, впрочем, останется за Высшим советом правосудия, который, имея полномочный состав, должен назначить 16 членов ВККС.

Еще одна проблема, которая предстанет перед новым составом ВККС – это за какие процедуры Комиссии браться прежде всего.

Начать ли процедуры, которые не были доведены до конца прошлым составом Комиссии (отбор и конкурс на должности судей первой инстанции, конкурс в апелляционные суды, конкурс на должности судей Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, перевод судей из одних судов в другие и т. п.)?

Или начинать все заново, учитывая, что ВККС не работала с 2019 года и многие обстоятельства уже изменились? Нужно ли, прежде всего, возобновить процедуру квалификационного оценивания судей, которую не завершили около 2 тыс. судей?

На такие непростые вопросы новому составу ВККС придется искать быстрые ответы, и от того, какие ответы будут найдены, будет зависеть и доверие, в частности, судейского  сообщества к Комиссии.

К тому же, следует учитывать, что должности членов обновленной ВККС могут занять юристы, которые не в полной мере понимают проблемы деятельности ВККС и пути их решения. Чтобы адаптироваться на новых должностях, членам ВККС может понадобиться определенное время.

Чего ждать от Конституционного Суда

В декабре 2022 года Конституционный Суд потерял сразу трех судей, которые ушли в отставку.

В итоге, в составе КСУ осталось только 13 судей из 18 (не хватает 3 судей по квоте Верховной Рады и 2 судьи по квоте Съезда судей Украины).

Ожидать назначения новых судей в состав КСУ в ближайшее время, скорее всего, не стоит. Как известно, новые судьи КСУ, после изменения процедуры отбора судей КСУ в декабре 2022 года, будут отбираться на должности по довольно сложной процедуре.

Фактический отбор судей КСУ будет осуществлять Совещательная группа экспертов из 6 человек, половину из которых составят иностранные эксперты.

Сколько времени необходимо для отбора судей КСУ с учетом новых условий, спрогнозировать вряд ли возможно. Ведь сначала, как украинская сторона, так и «международники», должны будут сформировать состав Совещательной группы.

Кроме того, Верховная Рада нацелена принять изменения в работе КСУ путем принятия закона о конституционной процедуре.

Что касается непосредственной работы КСУ в 2023 году, то, вероятно, время от времени КСУ будет выносить решения по отдельным конституционным представлениям и жалобам. Но вряд ли скоро будут рассмотрены представления и жалобы, способные принципиально повлиять на жизнь страны или отдельные институции.

Некоторые конституционные представления и жалобы находятся на рассмотрении КСУ уже достаточно продолжительное время.

Например, это представление относительно начатой ​​в 2019 году очередной реформы прокуратуры, представление об условиях обращения земель сельскохозяйственного назначения («рынок земли»), представление о новой административно-территориальной реформе, представление о создании и деятельности Этического совета и т.д.

Рекордсменом является представление еще Верховного Суда Украины об отдельных нормах Закона «Об очищении власти», которое «зашло» в КСУ еще в 2014 году.

В связи с этим, в 2023 году интересно будет посмотреть, какова будет дальнейшая судьба как указанных, так и других представлений, имеющих определенную политическую подоплеку.

Автор: Вячеслав Хрипун

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики