Не так давно «Судебно-юридическая газета» подробно анализировала практику судов Киева относительно того, что будет, если нарушить нормы о комендантском часе (читайте по ссылке).
Как указывало наше издание, ни Уголовный кодекс, ни Кодекс об административных правонарушениях не предусматривают прямой уголовной или административной ответственности за нарушение комендантского часа.
В результате, полицейские составляют на нарушителей комендантского часа протоколы по ст. 185 (злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего) КоАП.
Данная статья предусматривает штраф в размере от 136 до 255 гривен или общественные работы на срок от 40 до 60 часов, а также возможность привлечения к исправительным работам на срок от 1 до 2 месяцев. Кроме того, за нарушение данной статьи возможно и применение административного ареста сроком до 15 суток.
В случае же оказания нарушителем комендантского часа активного сопротивления полиции, иногда регистрируются уголовные производства по ст. 342 (сопротивление представителю власти, сотруднику правоохранительного органа, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащему) Уголовного кодекса.
А вчера, 12 июля, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект 7553 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по введению административной ответственности за нарушение комендантского часа в условиях действия военного положения».
Депутаты предлагают ввести в КоАП новую статью 210-2 «Нарушение комендантского часа в условиях действия военного положения».
Согласно с ней нарушение комендантского часа, то есть пребывание в определенный период суток, во время действия военного положения, на улицах и в других общественных местах или движение транспортных средств, без специально выданных пропусков или удостоверений, - влечет предупреждение или наложение штрафа от 510 до 850 грн.
Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение, - штраф от 1700 до 3400 грн.
Чем обосновывают авторы
Авторы законопроекта - Анна Скороход, Александр Юрченко и др. поясняют необходимость проекта следующим.
«Статьей 8 Закона «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 года закреплены меры правового режима военного положения, среди которых предусмотрена возможность вводить в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, комендантский час.
Во исполнение указанного Закона Кабинетом министров было принято постановление от 08.07.2020 № 573 «Вопрос введения и осуществления некоторых мер правового режима военного положения», которым утвержден Порядок осуществления мероприятий при введении комендантского часа и установлении специального режима светомаскировки в отдельных местностях, где введено военное положение.
В соответствии с п. 4 Порядка введение комендантского часа и установление специального режима светомаскировки осуществляется только при наличии реальной угрозы жизни и безопасности лиц, интересам общества или государства, а также для обеспечения общественного порядка.
Учитывая, что режим комендантского часа в условиях военного положения до 24.02.2022 года не был введен на территории Украины, ответственность за нарушение соответствующих ограничений отсутствует в действующих нормативно-правовых актах.
Целью законопроекта является введение административно-деликатных оснований привлечения к административной ответственности за нарушение комендантского часа.
Законопроектом предлагается ввести привлечение к административной ответственности лиц, совершивших нарушение комендантского часа, которое будет охватываться составом правонарушения по ст. 210-2 КУоАП (Нарушение комендантского часа в условиях действия военного положения).
Законопроект также содержит процессуальные нормы, которыми определяются субъекты составления протоколов об административных правонарушениях (Национальная полиция, Государственная пограничная служба Украины) и субъекты рассмотрения дел и вынесения постановлений (ст. ст. 222, 222-1 КУоАП)», - сообщают авторы.
Автор Вячеслав Хрипун
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.