Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики сообщает о том, что ведет «масштабную и кропотливую работу по разработке проекта Социального кодекса Украины». В ходе заседания члены Комитета приняли решение создать соответствующую рабочую группу на базе Комитета.
Главой рабочей группы по наработке проекта Социального кодекса Украины Комитет определил председателя Комитета Галину Третьякову, координатором рабочей группы – руководитель проекта Совета Европы Сюзанну Мнацаканян.
Напомним, что еще в начале 2020 года Галина Третьякова анонсировала планы по разработке нового кодекса законов Украины, который будет регулировать сферу социальной защиты граждан, аналогичный Социальному кодексу в Европейском Союзе.
«Уже не один год в Украине обсуждается вопрос объективной ограниченности государственного бюджета для выполнения исторически и политически созданных норм законодательства относительно социального обеспечения той или иной категории граждан. В то же время законотворческая практика цивилизованных стран свидетельствует, что социальная политика государств должна разрабатываться с учетом их финансовой способности и согласия общества финансировать отдельные категории населения в соответствии с возникающими обстоятельствами», - отмечают в Комитете.
Напомним, в ходе круглого стола с представителями судебной власти Галина Третьякова признала, что в Украине действительно есть проблема с массовым невыполнением решений судов, а также решений Конституционного Суда, которые касаются социальных выплат, и Европейского суда по правам человека.
По ее мнению, проблема в том, что «политики дали гражданам определенные социальные гарантии, которые выполнить невозможно». Поэтому нужно оставить те гарантии, которые государство способно финансово обеспечить.
«После двух комитетских слушаний и исследований появилось распоряжение Кабинета Министров от 17.03.2021. Я благодарю Совет Европы, поскольку именно они готовили его. Это Национальная стратегия относительно решения этой проблемы. Я знаю, что г-н Малюська приобщался к ее созданию и команда Минюста.
Я знаю, что судьи не любят говорить о финансах, и Европейский суд по правам человека в своих решениях говорит о том, что решение суда должно быть выполнено, несмотря на финансовое состояние страны. И право на справедливый суд это право первичной генерации. Хотя социально-экономические права – это вторичные права. И они начинаются с права на труд и на защиту собственности, а потом уже идет право на пенсионное обеспечение.
Поэтому мы и просили Конституционный Суд Украины протолковать понятие «права на достойную жизнь».
Часто я от судейской ветви власти слышу, что мы социальное государство. Я бы сказала, что мы еще не является социальным государством, мы мечтаем стать социальным государством.
Так вот, я зачитаю первый пункт распоряжения Кабмина. Это пересмотр социально ориентированного законодательства с учетом возможностей бюджетного финансирования и создание эффективного контроля за соблюдением баланса между существующими социальными гарантиями и возможностями их финансирования.
Давайте мы просто будем смотреть на финансовые возможности», - заявила Третьякова.
Далее она начала рассказывать, что «эта власть» не виновата в существующих сегодня проблемах.
«ЕСВ должен был 22%. Это г-н Яценюк снизил почти вдвое единый социальный взнос. И поэтому у государства исчезли ресурсы на оплату пенсий. И государство начало снижать свои обязательства. У нас сегодня в трудовых пенсиях 20%-ное обеспечение», - отметила Третьякова.
«Европейская хартия говорит о том, что государство может отступать от социальных обязательств при изменении политико-экономической платформы.
Недаром мы Оранжевую революцию и Революцию достоинства называем революциями. Потому что мы от советских основ нашего государства перешли к рыночной экономике. Социальная политика рыночной экономики никогда в этом государстве не обсуждалась. Она базируется на совсем других принципах, чем те, на которых существовал социализм, прокоммунизм или Советский союз. Изменив политэкономическую платформу, мы не изменили собственно социальную политику. А это означает, как пишет г-н Бершеда из Института законодательства Верховной Рады, что мы только на 40% обеспечиваем своих граждан социальными выплатами. На 60% мы перераспределяем доход так, как он распределялся в социалистические времена. Социальные трансферты в социализме не выполняли функцию социальной защиты, когда человек попадает в сложные жизненные обстоятельства.
Все европейские конвенции говорят о том, что социальная политика должна строиться тогда, когда человек попал в сложные жизненные обстоятельства.
Мы их назвали только в январе 2020 года в законе о социальных услугах. «Сложные жизненные обстоятельства» в нашем законодательстве появились только в этом законе.
У нас нет Социального кодекса, который бы декларировал принципы социальной политики. У нас нет понимания, что такое социальная защита и когда государство должно защищать человека. Так вот, согласно с европейскими принципами, которые у нас продекларированы в преамбуле Конституции, мы должны создать такую социальную политику, которая будет защищать людей в сложных жизненных обстоятельствах.
(Проще говоря, речь идет о том, что люди, которые в таких обстоятельствах, по мнению, конечно же, государства, не находятся, не должны иметь право на социальные выплаты и льготы. Об этом Третьякова уже неоднократно говорила – прим. ред.).
Далее Галина Третьякова подошла к тезису о том, что «социальные выплаты государство может и не гарантировать».
«Сейчас много кейсов, в том числе Польши, Грузии, Греции, когда социальные обязательства снижаются.
Ну, к примеру, Греция снизила на 20% социальное содержание своих людей. Польша снижает. Поскольку во время падения ВВП, прожиточного минимума, когда падают показатели, то в таком случае не может не падать социальное обеспечение. Поскольку оно базируется на налогах, которые уплачивает народ Украины», - сказала глава социального Комитета.
Итак, в Комитете Третьяковой согласны с необходимостью новой систематизации социального законодательства Украины, которое сейчас, по словам Сюзанны Мнацаканян, является множественным и устаревшим.
«Надо сделать то, что Европейский Комитет социальных прав называет полным изменением политико-социальной платформы в государстве. Должно быть полностью изменено понимание системы социального обеспечения, необходимо сместить акцент из социальных выплат на социальные услуги. В настоящее время в украинском законодательстве закреплено множество социальных выплат, которые на самом деле не выполняются, что рождает только проблемы в государстве. Помощь должна предоставляться адресно лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, а не в зависимости от категории, полученной человеком. И основная сумма такой помощи должна увеличиваться, чтобы ее объем обеспечивал нормальный уровень жизни человека», – отметила Сюзанна Мнацаканян.
Создание Социального кодекса Украины также поможет государству осуществить меры общего характера, предусмотренные решениями Европейского суда по правам человека, в частности, по делам «Бурмич и другие против Украины», «Иванов против Украины» и «Жовнер против Украины». «Переформатированием модели социальной политики государства мы исторически сможем остановить тот вал судебных решений, который поступает и от ЕСПЧ, и от национальных судов, обязательства по которым опять же не выполняются, а объем подлежащих выплате из государственного бюджета сумм только наращивается. Социальная политика должна быть ответственной и взвешенной, особенно в государстве, которое получило статус кандидата в члены Европейского Союза», - подтвердила председатель Комитета Галина Третьякова.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.