15 июня Кабмин в лице Дениса Шмыгаля зарегистрировал в парламенте законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины о налогообложении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Украины» №7468.
Проект предусматривает, что сертификация легковых автомобилей, ввезенных на таможенную территорию Украины для свободного оборота становится добровольной и зависит от желания лица, ввозящего такое транспортное средство. Кроме того, государственная регистрация и перерегистрация ввозимых в Украину легковых автомобилей будет проводиться через портал «Дия» без осмотра транспортного средства специалистами экспертной службы МВД (кроме случаев, если лицо само изъявит такое желание).
При этом авторы не приводят какие-либо обоснования и прогнозы таких упразднений, на что уже обратило в своем заключении Главное научно-экспертное управление Верховной Рады.
Почему отмена сертификации несет в себе значительные риски для жизни и здоровья украинцев, разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Как известно, на время войны в Украине упростили ввоз бывших в употреблении автомобилей из Европы различного качества. Многие из них уже были готовы уйти на запчасти или на свалку. Часть этих авто попадает на нужды армии как «расходный материал», но другая часть продается за небольшие деньги и теперь ездит по нашим дорогам.
Пока в Украине не запустили процедуру техосмотра (который является обязательным во всех странах Европейского союза), но существует процедура сертификации для того, чтобы обезопасить владельца автомобиля и участников дорожного движения от различных сюрпризов в виде, к примеру, отказавших «не вовремя» тормозов.
Напомним, что сертификация автомобиля направлена на проверку - по европейским правилам - соответствия конструкции транспортного средства технической документации изготовителя. Проще говоря, когда к нам попадает б-у авто, скажем из Германии, никто не знает, что с ним происходило, пока оно «кочевало» из рук одного дилера другому. В конструкцию авто могли внести изменения, к примеру (в лучшем случае), удалить катализатор или сажевый фильтр, заменить свежий двигатель на более старый, изменить конструкцию, когда в Европе например покупают грузовой фургон, а границу пересекает легковой автомобиль или даже автобус. Узнать о том, что происходило с машиной, сейчас можно при процедуре сертификации.
В специальной испытательной лаборатории измеряют показатели шума, уровень вредных выбросов, работу световой сигнализации, проводят проверку правильности установки сидений, наличие, соответствие и работоспособность ремней безопасности (что напрямую влияет на безопасность как водителей, так и пассажиров) и пр., и для этого применяются специальные шаблоны, которых нет ни на одной обычной СТО. Также контролируют средства безопасности пассажиров и крепления, вмешательство в конструкцию и т. д. Более того, эксперты по сертификации очень хорошо знают правила Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН), а их на данный момент действует 163.
Проверку соответствия стандартам и европейским нормам в части экологической безопасности проводит специальный орган, который имеет право на такую проверку. Сертификат соответствия требуется в случае первичной регистрации транспортного средства, а также при перерегистрации авто после переоборудования.
Но, по каким-то причинам Кабмин решил, по сути, упразднить и такую относительно несложную (по сравнению с техосмотром) процедуру, а также осмотр авто экспертами МВД. Добровольно проверить автомобиль, очевидно, руки дойдут не у всех.
Таким образом, безопасность других водителей, пешеходов и всех остальных участников движения теперь ставят в зависимость от желания того, кто ввозит авто. Не стоит забывать, что подводные камни в виде, скажем, неисправных тормозов, ходовой части, неработающих фар, замененного двигателя, заклинивших или не работающих ремней безопасности могут дать о себе знать в неподходящий момент.
Помимо непосредственного риска на дороге, фактическая отмена сертификации создает и риски для экологической безопасности (обеспечение которой является согласно статье 17 Конституции Украины обязанностью государства). А о необходимости соблюдать экологические нормы и стандарты Украине постоянно напоминают в Европейском Союзе.
«Предлагаемое не согласовывается с положениями действующего Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и проведения первой государственной регистрации транспортных средств», которым с целью поэтапного введения в Украине международных экологических требований к транспортным предусматривается, что документом, который удостоверяет соответствие транспортных средств требованиям технических регламентов, является сертификат или другой документ о подтверждении соответствия, выданный согласно законодательству Украины, указывающий, какому именно уровню экологических норм отвечает по конструкции транспортное средство («ЕВРО-2» – «ЕВРО-6» или другому) уровню). Указание уровня экологических норм, которому соответствует транспортное средство, должно быть внесено в свидетельство о регистрации транспортного средства (ст. 3)», - отмечает ГНЭУ ВР.
При этом также не совсем ясно, какие затруднения у автолюбителей сейчас вызывает сама процедура сертификации.
В пояснениях авторов законопроекта о «необходимости принятия акта» отсутствуют обоснования отмены сертификации ввезенного в Украину авто и осмотра при регистрации и перерегистрации специалистами экспертной службы МВД.
В разделе «Правовые аспекты» отсутствуют ссылки на акты в этой сфере, регламентирующие вопросы регистрации, допуска к участию в дорожном движении и сертификации транспортных средств. Таким образом, в случае принятия в нынешнем виде законопроекта, он не будет согласовываться с другими действующими законами и создаст правовую коллизию.
В разделе «Прогнозы результатов» отсутствуют прогнозы результатов отмены обязательной сертификации осмотра при регистрации и перерегистрации автомобилей.
Также неясно, как авторы видят дальнейшие шаги в случае появления на дорогах Украины транспортных средств с незаконно измененными идентификационными номерами, незаконно переоборудованных, поврежденных и не соответствующих действующим в Украине правилам и нормативам.
Отсутствуют и прогнозы по ввозу на таможенную территорию Украины транспортных средств, не отвечающих экологическим нормам, закрепленным в законодательстве Украины.
Все это может свидетельствовать о том, что такой анализ и прогнозы не проводились, а нормы об отмене сертификации и осмотра при регистрации и перерегистрации попали в результате «коллективного творчества» различных авторов.
В пользу такой догадки свидетельствует и то, что вопрос о сертификации автомобилей и вопрос об осмотре при регистрации и перерегистрации специалистами экспертной службы МВД не регулируются Таможенным кодексом (а законопроект называется «о внесении изменений в Таможенный кодекс»), поэтому появление данных норм в тексте проекта Кабмина выглядит «случайным».
Стоит отметить и то, что «наделение» Таможенного кодекса дополнительным функциями нетарифного регулирования в области оценки соответствия автомобилей, создает риски необходимости определения таких функций нетарифного регулирования по отношению к другим товарам.
«Обращаем внимание на требования ст. 29 Закона Украины «О дорожном движении», которыми предусматривается, что к участию в дорожном движении допускаются транспортные средства, конструкция и техническое состояние которых отвечают требованиям действующих в Украине правил, нормативов, имеющих сертификат на соответствие этим требованиям, укомплектованных в установленном порядке, а в случае, если транспортное средство согласно настоящему Закону подлежит обязательному техническому контролю, прошедших такой контроль.
Кроме того, предлагаемое введение сертификации на добровольной основе приведет к наполнению рынка транспортных средств устаревшими и поврежденными транспортными средствами, что никак не может быть оценено положительно», - отмечает ГНЭУ ВР.
Итак, пока во многих городах неактивный трафик, что обусловлено отсутствием стабильных поставок топлива, статистика свидетельствует о небольшом количестве дорожных происшествий, хотя в то же самое время по всей Украине была перезапущена система автоматической системы фиксации нарушений ПДД в связи с резким скачком дорожно-транспортных происшествий. Но, как только на дороги вернуться привычные пробки, количество ДТП с убитыми и пострадавшими может резко увеличиться. И одной из причин может стать вышеупомянутое решение Кабмина.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.