В Верховной Раде 22 февраля первым в повестке дня указан законопроект № 6454-д об ускорении уголовного производства. Буквально накануне, 21 февраля, его текст появился на сайте парламента в доработанном Комитетом ВР по вопросам правоохранительной деятельности варианте. Этот вариант отличается от ранее поданных депутатами версий и всецело одобряется Офисом Генпрокурора и ГБР.
На заседании согласительного совета глава Комитета и председатель Комиссии по вопросам правовой реформы Сергей Ионушас анонсировал этот проект и призвал коллег поддержать его. Первым среди авторов указан именно он.
Отметим, что этот проект ставит достаточно жесткие рамки для участников уголовного производства с точки зрения соблюдения УПК. В частности, ужесточаются последствия неявки в судебное заседание для адвокатов, а некоторые процессуальные действия, к примеру, снятие информации с мобильных каналов связи можно будет проводить без санкции суда.
В статье 46 УПК (Общие правила участия защитника в уголовном производстве) предлагается установить, что неприбытие одного или нескольких защитников обвиняемого не препятствует судебному разбирательству, если в судебное заседание явился хотя бы один защитник этого обвиняемого.
Неприбытие одного или нескольких защитников подозреваемого в судебное заседание, которое должно проводиться с участием стороны защиты в соответствии с положениям УПК, не препятствует его проведению следственным судьей, если в это заседание явился хотя бы один защитник этого подозреваемого.
При этом в статье 49 (привлечение защитника по назначению) будет вписано, что следователь, прокурор, следственный судья или суд обязаны обеспечить участие защитника в уголовном производстве в случаях, когда во время судебного производства судом, а во время досудебного расследования – следственным судьей установлен факт неприбытия три и более раза защитника в судебные заседания без уважительных причин.
В таком случае в уголовном производстве осуществляют полномочия защитника как защитник, привлеченный для осуществления защиты по назначению, так и защитник, привлеченный подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями или другими лицами по их просьбе или согласию.
В сочетании с вышеупомянутой нормой о том, что в судебное заседание будет достаточно явки одного защитника, к примеру защитника по назначению, «ускорение» процесса действительно может произойти.
В статье 324 (последствия неприбытия прокурора и защитника) также устанавливается, что судебное разбирательство не откладывается из-за неприбытия одного или нескольких защитников обвиняемого, если в судебное заседание явился хотя б один защитник этого обвиняемого.
Кроме того, из статьи 324 убирают норму о возможности отложить заседание на необходимый для явки защитника срок. Теперь она будет звучать так: «Если в уголовном производстве, где участие защитника является обязательным, прибытие в судебное заседание защитника, избранного обвиняемым, в течение трех дней невозможно, суд привлекает защитника для защиты по назначению».
Настоящая революция происходит в статье 159 УПК (общие положения временного доступа к вещам и документам).
Депутаты переписывают правила временного доступа к данным с мобильных устройств.
Так, прописывается, что временный доступ стороны обвинения к вещам и документам, не содержащим охраняемую законом тайну согласно статье 162 УПК, а также к информации у операторов и провайдеров телекоммуникаций о связи, абоненте, предоставлении телекоммуникационных услуг, в том числе получении услуг и продолжительности, маршрутов передачи без раскрытия их содержания, осуществляется на основании мотивированного постановления прокурора путем снятия копии информации, содержащейся в таких электронных информационных системах или их частях, мобильных терминалах систем связи, без их изъятия.
Временный доступ стороны обвинения к вещям и документам, содержащим охраняемую законом тайну согласно статье 162 УПК, кроме информации у операторов и провайдеров телекоммуникаций о связи, абоненте, предоставлении телекоммуникационных услуг, в том числе получении услуг и продолжительности, маршрутов передачи без раскрытия их содержания, осуществляется на основании определения следственного судьи, суда.
Раскрытие информации у операторов и провайдеров телекоммуникаций о содержании предоставленных телекоммуникационных услуг осуществляется на основании определения следственного судьи, суда.
Также в статье 160 УПК устанавливается, что ходатайство следственному судье не подаются в случаях, когда в соответствии со статьей 159 УПК временный доступ к вещам и документам осуществляется на основании постановления прокурора.
В статье 166 УПК устанавливается, что в случае неисполнения постановления прокурора о временном доступе к вещам и документам следственный судья, суд по ходатайству стороны уголовного производства, которой предоставлено право на доступ к вещам и документам на основании постановления, вправе вынести определение о разрешении на проведение обыска согласно положениям УПК с целью отыскания и изъятие указанных вещей и документов.
В статье 208 УПК предлагается прописать, что уполномоченное лицо имеет право без определения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишение свободы, в случаях если есть основания полагать, что возможно бегство с целью уклонения от уголовной ответственности лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого уголовного правонарушения, предусмотренного статьями:
(Сейчас без санкции можно задержать только по статьям 255, 255-1, 255-2 – прим. ред.)
В статье 81 (порядок решения вопроса об отводе) прописывается, что заявление об отводе (самоотводе) рассматривается безотлагательно, а решение по результатам такого рассмотрения принимается не позднее следующего дня после поступление такого заявления.
При рассмотрении отвода должно быть выслушано лицо, которому заявлен отвод, если оно желает дать пояснения, а также заслушано мнение лиц, участвующих в уголовном производстве, если они прибыли в судебное заседание. Неприбытие таких лиц, если они были должным образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, не препятствует рассмотрению отвода.
Но самое интересное, что не допускается заявление лицами, принимающими участие в уголовном производстве, отвода судье, который единолично решает заявление об отводе (самоотводе).
В статье 104 (протокол) устанавливается, что факт отказа лица от подписания протокола, а также факт предоставления письменных объяснений лица относительно причин такого отказа удостоверяются подписью его защитника (законного представителя), адвоката, оказывающего правовую помощь свидетелю, а в случае их отсутствия, а также отказа удостоверить соответствующие факты – фиксируется с помощью технических средств, что указывается в протоколе.
В статье 358 (исследование документов) прописывается, что сведения, имеющие значение для установления фактов и обстоятельств уголовного производства, изложенные или удостоверенные в протоколах следственных (розыскных) действий и других приобщенных к материалам уголовного производства документах должны быть объявлены стороной, которая настаивает на их исследовании в судебном заседании, а также предъявлены для ознакомления участникам судебного производства, а в случае необходимости – также другим участникам уголовного производства. Соответствующие сведения могут быть объявлены и предъявлены для ознакомления по требованию суда.
В статье 223 УПК (требования к проведению следователей (розыскных) действий) убирают норму об обязательном участии понятых в определенных случаях. Вместо этого будет техническая фиксация: «Дознаватель, следователь, прокурор обязан осуществлять непрерывную аудио- и видеозапись хода проведения предъявления лица, трупа или вещи для опознания, осмотра трупа, в том числе связанного с эксгумацией, следственного эксперимента, обследования личности. Понятые могут быть приглашены для участия в процессуальных действиях, если дознаватель, следователь, прокурор сочтет это целесообразным».
В статье 284 УПК прописывается, что уголовное производство закрывается также в случае, если умерло лицо, относительно которого собрано достаточно доказательств для уведомления о подозрении в совершении уголовного правонарушения, однако не сообщено о подозрении в связи с его смертью.
В статье 36 (прокурор) прописано, что прокурор, осуществляя надзор, уполномочен также выносить постановления о временном доступе к вещам и документам в порядке и случаях, предусмотренных УПК.
В статье 40 (следственный орган досудебного расследования) установлено, что следователь уполномочен обращаться к прокурору с ходатайством о предоставлении временного доступа к вещам и документам в порядке и случаях, предусмотренных УПК. И в статье 40-1 (дознаватель) - что дознаватель уполномочен обращаться к прокурору с ходатайством о предоставлении временного доступа к вещам и документам в порядке и случаях, предусмотренных УПК.
В статье 41 (оперативные подразделения) добавить, что оперативные подразделения органов Нацполиции, органов безопасности, НАБУ и пр. выполняют решения о применении мер обеспечения уголовного производства. Поручения следователя, дознавателя, прокурора о проведении следственных (розыскных) действий и НСРД, а также относительно выполнения решений о применении мер обеспечения уголовного производства, являются обязательными для выполнения оперативным подразделением.
На сайте Верховной Рады сообщается, что «Комитет по вопросам правоохранительной деятельности рекомендует Верховной Раде принять за основу и в целом законопроект о соблюдении разумных сроков уголовного производства».
В то же время, текст законопроекта появился только 21 февраля.
«Члены Комитета на внеочередном заседании, которое состоялось 21 февраля в формате видеоконференции, рассмотрели проект Закона о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (соблюдение разумных сроков уголовного производства), № 6454 и альтернативный проект № 6454-1.
…Заместитель председателя Комитета Максим Павлюк доложил решение Комитета, который сообщил, что членами Комитета наработан депутатский законопроект, в котором «учтены главные ключевые предложения и устранены некоторые несогласованности».
Максим Павлюк отметил, что Комитет будет рекомендовать Верховной Раде принять за основу согласованный законопроект № 6454-д.
В обсуждении выступили представители Офиса Генерального прокурора, Главного следственного управления Государственного бюро расследований. Они отметили, что доработанный законопроект «стал лучше обоих депутатских проектов». Это улучшит досудебное расследование и не позволит стороне обвинения злоупотреблять своими процессуальными правами», - отмечается на сайте ВР.
Впрочем, в законопроекте речь идет, по большей части, о стороне защиты.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook, Viber и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.