После скандала с решением Конституционного Суда об электронном декларировании в 2020 году глава Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Александр Новиков часто заявлял, что НАПК «спасло ситуацию» и приложило все усилия, чтобы возобновить декларирование.
Однако свежие документы НАПК, регулирующие порядок подачи деклараций чиновниками и судьями, которые вступили в силу с 1 декабря, свидетельствуют несколько об обратном.
Ранее мы писали об упрощении жизни чиновникам, которое прописано в приказе НАПК об утверждении Порядка информирования Национального агентства по предотвращению коррупции о существенных изменениях в имущественном состоянии субъекта декларирования (приказ 23.07.2021 № 450/21). К примеру, если стоимость имущества, приобретенного в собственность субъектом декларирования, ему неизвестна, уведомление не подается.
Кроме того, другим своим приказом НАПК установило порядок удаления электронных деклараций в прошлом чиновников и судей из Реестра деклараций.
Соответствующий приказ НАПК от 23.07.2021 № 448/21 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и обнародования (предоставления) информации Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления» вступил в силу 1 декабря.
Как было раньше?
До этого сроки хранения деклараций должностных лиц в электронном Реестре деклараций определялись решением НАПК от 10 июня 2016 года № 3 «О функционировании Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления».
Согласно ему документы, которые субъект декларирования подал в Реестр, хранятся в Реестре в течение всего времени выполнения этим лицом функций государства или местного самоуправления или иной деятельности, указанной в подпунктах «а», «в» пункта 2 части первой статьи 3 Закона, а также в течение пяти лет после прекращения выполнения им указанных функций, кроме последней поданной таким лицом декларации, хранящейся бессрочно.
Вместе с тем, в этом решении не был прописан процесс удаления деклараций из Реестра. Соответственно, декларации, поданные, к примеру, в 2015-2016 годах, пока хранятся в Реестре.
Как будет теперь
В новом же своем приказе НАПК прописало, что декларации из Реестра можно удалять.
Об этом идет речь в разделе «III. Срок хранения документов в Реестре».
Так, п. 3 этого раздела указывает, что «после истечения пятилетнего срока со дня прекращения исполнения субъектом декларирования функций государства или местного самоуправления или иной деятельности, указанной в подпунктах «а», «в» пункта 2 части первой статьи 3 Закона, такое лицо (далее – заявитель) информирует Национальное агентство о необходимости удаления документов, поданных заявителем как субъектом декларирования в Реестр.
Такое информирование осуществляется путем отправки Национальному агентству заявления, в котором указываются: фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства (место нахождения) заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего заявителя, перечень документов, поданных заявителем в Реестр и которые должны быть удалены из его публичной части, а также информация о том, что заявитель в течение последних пяти лет не выполняет функции государства или местного самоуправления или иной деятельности.
По итогам рассмотрения такого заявления Национальное агентство удаляет документы, представленные таким лицом из публичной части Реестра.
Напомним, ранее мы писали, что согласно новым приказам НАПК, если стоимость имущества, приобретенного в собственность субъектом декларирования, ему неизвестна, уведомление не подается. Также установлено, что информация о получении дохода, приобретении имущества или осуществлении расхода членом семьи субъекта декларирования не подается.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и на Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.