Суды административной юрисдикции, в первую очередь, призваны защищать права граждан от произвола государства. Известна проблема с социальными спорами, когда граждане не могут получить от государства положенные им по закону социальные выплаты, пенсии и пр., а также с невыполнением решений административных судов.
Учитывая задачи административного судопроизводства, субъект властных полномочий в админсуде, как правило, выступает в статусе ответчика.
Но в определенных случаях он может быть также истцом по делу. В частности, это дела по иску субъекта властных полномочий к другому такому субъекту (к примеру, споры по поводу реализации их компетенции в сфере управления). По общему правилу, субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд исключительно в случаях, определенных Конституцией и законами Украины (ч. 4 ст. 5 КАСУ), и с целью реализации возложенных на них полномочий.
При этом сейчас госорганы в случае выигрыша дела в суде не могут взыскивать с ответчика судебный сбор.
Так, согласно статье 139 Кодекса административного судопроизводства, которая регулирует распределение судебных расходов, государственный орган (или другой субъект властных полномочий) в случае выигрыша дела может взыскать с ответчика исключительно расходы, связанные с привлечением свидетелей и проведением экспертиз.
А при частичном удовлетворении иска, когда судебные расходы возлагаются на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, суд не включает в состав судебных расходов, подлежащих распределению, расходы субъекта властных полномочий на правовую помощь адвоката и уплату судебного сбора.
Но, как известно, сейчас перед правительством стоит задача искать средства повсюду.
В связи с этим Кабмин внес, а Верховная Рада приняла 16 ноября за основу как закон законопроект 4255, по которому госорганы смогут взыскивать судебный сбор.
Так, предлагается, чтобы при удовлетворении иска субъекта властных полномочий с ответчика взыскивались судебные расходы властного субъекта на уплату судебного сбора.
А при частичном удовлетворении иска властный субъект также мог получить компенсацию своих судебных расходов (пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований).
«Унесенням наведених змін досягається безпосередня реалізація принципу процесуальної рівності сторін, гарантована статтею 129 Конституції України та передбачена пунктом 2 частини третьої статті 2 Кодексу адміністративного судочинства України, а саме:
при задоволенні позову зі сторони, не на користь якої прийнято рішення, стягуються, крім інших, визначених чинним Кодексом витрат, витрати на сплату судового збору, здійснені іншою стороною.
Реалізація цього принципу дозволить зменшити фінансове навантаження на державний бюджет України та сприятиме підвищенню правової і громадянської свідомості суб’єктів господарювання, що у свою чергу призведе до зменшення порушень у сфері пожежної і техногенної безпеки, та, як наслідок, – зменшення випадків завдання шкоди життю, здоров’ю та майну громадян», - отмечает Кабмин в своих пояснениях к законопроекту.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и на Инстаграм, чтобы быть в курсе самых важных событий.