Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) планирует начать с Украины внедрение нового проекта по созданию системы онлайн-судов.
«Внедрение онлайн-судов в развитых экономиках, таких как Канада, Великобритания и США, дало поразительные результаты, как показывает недавнее исследование. Онлайн-суды предполагают, что процедура разрешения споров проводится дистанционно, начиная от подачи иска и заканчивая вынесением решения.
Пилотный проект ЕБРР имеет целью разработать систему на основе опыта этих стран и сделать ее доступной для Западных Балкан, Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.
Проект начнется в Украине, где 49% компаний в Киеве сообщили в опросе, что суды являются основным или очень серьезным препятствием для их деятельности», - отмечали в ЕБРР в начале этого года.
В ходе последнего заседания рабочей группы по цифровизации Комитета ВР по вопросам правовой политики менеджер проекта от ЕБРР, исследовательница Британского института международного и сравнительного права Мария Тимофеенко рассказала, на какой стадии сейчас находится «создание онлайн-судов для рассмотрения дел с небольшой стоимостью»:
«Мы готовим концепцию относительно имплементации онлайн-суда, в которой будут раскрыты как процессуальные вопросы рассмотрения таких дел, так и будет подготовлено предложение технического решения – как онлайн-суд будет интегрирован в ЕСИТС (Единую судебную информационно-телекоммуникационную систему).
Также в рамках проекта мы подготовим план реализации этой концепции и технического решения, в который войдет техническое задание по приобщению разработчиков программного обеспечения.
На текущей стадии исполнения проекта была выбрана команда международных экспертов, менеджером которой я являюсь, которая была собрана Британским институтом международного и сравнительного права, который работает над проектом.
Также мы объединили группу международных и украинских судей для работы над международным экспертным советом проекта. В этот совет вошли судья Верховного Суда Елена Кибенко, британский судья Бил Блэр, который в прошлом возглавлял лондонский коммерческий суд. Также мы пригласили главу Третейского суда Британской Колумбии, это в Канаде известный онлайн-суд».
Также, по ее словам, в проекте задействованы ученые.
«Мы завершаем подготовку сравнительного исследования, в котором мы проанализировали, как работают онлайн-суды в различных странах», - отметила М. Тимофеенко. Она рассказала, что для исследования выбрали Великобританию, Эстонию, Нидерланды, Канаду, Бразилию и Китай.
«Концепция будет готова до конца года. И будет презентована всем участникам до конца года», - сообщила она.
Перед этим состоится обсуждение с представителями юридического сообщества, судьями и бизнесом.
Опыт других стран
Ранее эксперты ЕБРР уже анализировали ситуацию в мире и выделили несколько моделей «онлайн судов» и механизмов онлайн-решения споров (ODR), которые могут служить источником вдохновения для других юрисдикций.
В зависимости от природы проблем, которые эти юрисдикции хотели решить путем внедрения онлайн-судов, некоторые модели существуют в рамках публичной сферы, но за пределами судебной системы, а другие – как неотъемлемая часть централизованной судебной системы.
В документе «От цифровизации к цифровой трансформации: какие аргументы в пользу онлайн-судов в коммерческих спорах», подготовленным в октябре 2020 командой Программы правовых преобразований Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и группой экспертов, рассматриваются следующие модели онлайн-судов:
«Судебно-юридическая газета» приводит некоторые примеры из данного исследования.
Соединенное Королевство:
Великобритания, как отмечают эксперты, демонстрирует впечатляющую онлайн судебную систему, которая радикально развивалась за последние 4 года. Реформа была введена лорд-канцлером, лордом-главным судьей и старшим председателем трибуналов, которые разделяли общую цель реформирования британских судов и трибуналов и введения HMCTS (Her Majesty’s Courts and Tribunals Service) в эпоху модернизации судов и трибуналов и проведения слушаний в Интернете.
Концепция онлайн-судов и видеоконференций была одним из основных элементов реформы судебной службы наряду с автоматизацией системы управления делами, новыми инструментами для онлайн-заполнения и загрузки документов, консультациями. Правительство Великобритании инвестировало в этот проект более 1 миллиарда.
Имея видение системы судебного разбирательства в режиме онлайн, HMCTS разработала широкий спектр услуг и внедрила слушания в цифровом формате по гражданским, семейным и уголовным делам. Первоначально это были онлайн-слушания по вопросам развода, завещания, мелких претензий, апелляций по социальному страхованию и онлайн-сервисов обращений. С момента запуска в 2018 году сервис рассмотрел более 23 тысяч заявлений о разводе и более 40 тысяч гражданских исков. На втором этапе развития стали возможны виртуальные слушания в судах по семейному праву, иммиграционным делам и судам о предоставлении убежища. За первый год работы было подано более 41 000 онлайн-заявлений о разводе. HMCTS также поощряет стороны к медиации в отношении мелких претензий, имущественных, наследственных и семейных дел и даже создала онлайн-платформу медиации для незначительных споров.
По мере развития системы в режиме онлайн становятся доступными все больше услуг, таких как Personal Independence Payment (социальное пособие в Соединенном Королевстве, предназначенное для помощи взрослым в покрытии дополнительных расходов на проживание с хроническим заболеванием или инвалидностью), Пособие по трудоустройству и поддержке, а также дополнительные модули обслуживания клиентов.
Параллельно HMCTS инвестирует в инфраструктуру – технологическое оборудование, доступ к Wi-Fi и работы по закупкам/проектированию.
Чтобы дополнить эту структурную и технологическую реформу, парламент проголосовал за Гражданские процессуальные правила (поправка № 5) (Коронавирус) 2020 года, набор новых упрощенных правил для онлайн-услуг в рамках гражданского, семейного и судебного разбирательства. Эти правила позволят более эффективно рассматривать гражданские и семейные дела и сэкономить финансовые средства во всей судебной системе.
Канада:
Трибунал по гражданским делам Британской Колумбии (CRT) - первый онлайн-суд в Канаде. CRT – это не суд как таковой, а административный трибунал. Споры разрешаются не судьями, а независимыми и нейтральными членами трибунала.
Стоит отметить, что члены CRT (эксперты, принимающие решения) назначаются после обширного конкурса на основе достижений.
CRT уникален в нескольких отношениях.
Во-первых, он уполномочен рассматривать ряд споров, включая мелкие претензии на сумму до 5000 долларов. В дополнение к последней категории, CRT также рассматривает иски о дорожно-транспортных происшествиях и травмах (MVI) на сумму до 50 000 долларов, а также споры между обществами и кооперативными ассоциациями (Soc/Coop) и споры участников кондоминиумов (strata property (condominium) disputes) на любую сумму (кондоминиум — форма владения жилым комплексом, при котором каждая квартира является частной собственностью одного владельца, а общие площади (лестничная клетка, холл, двор, технические этажи и т. п.) находятся в совместном владении всех жильцов. В кондоминиум можно оформить как одно многоквартирное здание, так и несколько рядом стоящих зданий с общей придомовой территорией.
Термин «commonhold» используется в Великобритании. В Австралии эта система называется «Strata Title», в США и Канаде — «condominium». Украинский вариант – ОСМД, ЖБК и пр. Аналогичные формы владения есть в других европейских странах, а также в ОАЭ, Сингапуре, Индии и ЮАР.
Недвижимость принадлежит ассоциации жильцов, в которую входят все владельцы квартир. Члены ассоциации заключают соглашение, в котором определяют права и обязанности жильцов, а также порядок содержания общих территорий. Все решения по управлению зданием принимает собрание собственников. Такие споры включают широкий спектр вопросов между владельцами, арендаторами и т. д. – прим. ред.).
Во-вторых, CRT не поощряет представление сторон адвокатами. Общее правило предусматривает, что стороны представляют самих себя, за исключением случаев, связанных с автотранспортными средствами. В-третьих, CRT направлен на то, чтобы пользователи могли разрешать споры, в первую очередь, самостоятельно и, при необходимости, проводить переговоры, фасилитацию, в конце концов, обратиться в суд, чтобы разрешить спор членом CRT. В результате, задача CRT заключается в предоставлении услуг по разрешению споров, которые являются «доступными, быстрыми, экономичными, неформальными и гибкими».
Несмотря на то, что можно подавать заявления по почте, факсу или электронной почте, CTR стимулирует соискателей использовать онлайн-платформу, предоставляя скидку на обычную плату за подачу заявления. Платформа доступна 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, а затраты значительно снижаются благодаря фокусу CRT на самопредставительстве. Он обеспечивает доступность, предоставляя бесплатную юридическую информацию и формы.
CRT основан на двух приложениях. Он начинается с «Обозревателя решений» (Solution Explorer), который «диагностирует» юридический спор и предоставляет бесплатную юридическую информацию и другие ресурсы, такие как индивидуализированные шаблоны писем для разрешения споров, чтобы помочь сторонам самостоятельно разрешать споры.
Если они не решены, Solution Explorer отправляет в Трибунал заявку, соответствующую характеру спора. Спор переходит в приложение для разрешения споров (Dispute Resolution application) – изначально переговорную площадку, на которой стороны могут «обсудить» и попытаться разрешить свой спор.
Если проблема не решена, платформа предоставляет помощь онлайн-фасилитатора. Мировое соглашение, достигнутое на этом этапе, может быть зарегистрировано как подлежащий исполнению судебный приказ. Если не разрешается, спор затем передается лицу, принимающему решение – члену CRT (назначенному в CRT юристу), который рассмотрит его на основе информации, предоставленной в интернете, и вынесет приказ.
Чтобы обеспечить выполнение приказов CRT, нужно подать их в региональный суд Британской Колумбии или Верховный суд Британской Колумбии, в зависимости от характера спора, требуя исполнения приказа.
С 2016 года CRT показывает впечатляющие результаты. Согласно годовому отчету за 2019/2020 гг., среднее время принятия решения составило 79,3 дня. Из 5880 новых заявлений CRT для разрешения споров в 2020 году 4926 были заявления о мелких спорах, 793 заявления - в спорах о недвижимости (участников кондоминиумов), 125 - о ДТП и 36 заявлений от обществ, корпоративных организаций. В 2020 году опрос удовлетворенности пользователей CRT показал, что 80% респондентов будут рекомендовал CRT, и посчитали, что он своевременно разрешил их спор.
Австралия:
Система New South Wales состоит из двух служб – онлайн-реестра и онлайн-суда. Реестр был опробован в 2013 году и официально запущен в 2014 году. Реестр позволяет заполнять более 80 форм по гражданским делам, получать от суда документы по электронной почте, верифицировать документы, представленные по определенному делу, и осуществлять онлайн-платежи за подачу документов.
Несмотря на то, что она называется «онлайн-судом», вторая служба New South Wales предоставляет практикующим юристам и сторонам в судебных процессах, которые представляют себя сами, узкий набор средств. Так, она позволяет пользователям заявить определенное ходатайство, согласиться или противостоять ходатайству, сделанному другой стороной, после того, как дело будет внесено в список. Обычно такие ходатайства касаются отсрочек. Пользователи также могут прикреплять документы или отправлять сообщения через систему. Претензии, которые «приемлемы» для рассмотрения в Онлайн-суде Нового Южного Уэльса, включают некоторые категории дел в Верховном суде, Суде по земельным и экологическим вопросам, Окружном суде и местном суде, если представлены обе стороны и адвокат зарегистрирован в Онлайн-реестре Нового Южного Уэльса. Как можно видеть, здесь основное внимание уделяется использованию такого суда профессионалами в области права, а не предоставлению самостоятельного доступа к судебным услугам онлайн без представительства.
Эстония:
Эстония является одним из пионеров в мире по внедрению решений электронного правосудия. Она реализовала сложные системы, позволяющие подавать иски онлайн еще в 2005 году. 15 лет спустя Эстония может похвастаться одним из самых быстрых судебных разбирательств в Европе и полностью автоматизированными процессами на всех трех уровнях судов (суды первой и второй инстанций, Верховный суд).
Эстония, хотя и не имеет онлайн-суда как такового, является ярким примером страны, которая может пользоваться онлайн-судебными разбирательствами посредством цифровизации судебных процессов. Смысл модели Эстонии заключался в том, чтобы уйти от разделения и предоставить единое решение для профессионалов и тех, кто представляет себя сам в судебном процессе, а также единую платформу для судов всех уровней.
Эта модель основана на электронной файловой системе (E-File system), которая является центральной информационной системой, обеспечивающей полностью цифровой рабочий процесс для каждого участника судебного разбирательства. Истцы и их представители подают иски, отслеживают дела, получают документы и подают апелляции через публичную доступную систему – Public E-File.
Суды используют систему управления делами (KIS), которая получает информацию, представленную сторонами в Public E-File через централизованную систему E-File. KIS позволяет регистрацию и автоматическое распределение дел, определение даты судебных слушаний, отправление повесток, а также автоматическую публикацию судебных решений. KIS может взаимодействовать с другими системами, включая Информационную систему полиции, Информационную систему тюрем и Систему управления уголовными делами, находящуюся в ведении прокуратуры.
К слову, ранее «Судебно-юридическая газета» уже рассказывала об опыте Эстонии во внедрении цифровых технологий.
Кроме того, мы рассказывали, как работает система LITEKO в Литве.
Сингапур:
В настоящее время в Сингапуре дистанционные слушания доступны в судах округов и Верховном суде с помощью нескольких доступных инструментов, которые позволяют сторонам вести судебные разбирательства посредством обмена судебными документами в цифровом формате. Навигации в среде цифрового суда способствует национальный электронный идентификатор, который граждане используют для навигации в услугах электронного управления.
Одним из наиболее важных элементов реформы было внедрение Community Justice and Tribunal System (CJTS), которая была запущена в 2017 году как система регистрации и управления делами в режиме онлайн для мелких споров, а затем была расширена на социальные и трудовые споры. CJTS предлагает несколько онлайн-инструментов, включая предварительную оценку, систему заполнения, управление делами, систему отслеживания дел. Эта платформа предлагает цифровое решение мелких претензий, общественных споров и исков о трудоустройстве. На уровне Верховного суда уже существующая Electronic Filling System (ESF) получила дальнейшее развитие за счет запуска модуля электронного судебного разбирательства, который предлагал модернизированную судебную среду онлайн для системы управления делами, онлайн-инструменты для сторон и платформу для переговоров. Использование этих инструментов в сингапурских судах повысило эффективность судебного процесса, поскольку, согласно его отчету, в 2019 году Верховный суд добился разрешения 96% всех гражданских и уголовных дел, благодаря этим заявлениям.
Исходя из принципа, что цифровая трансформация судов и институтов должна развиваться параллельно с внедрением соответствующих технологий практикующими юристами, юридическое общество Сингапура представило руководство SmartLaw, которое помогает юристам в цифровой трансформации их практики. В мае 2019 года Министерство юстиции (MinLaw), Юридическое общество Сингапура (LawSoc), Enterprise Singapore и Управление развития информационных технологий (IMDA) запустили годичную программу поддержки на сумму 3,68 миллиона сингапурских долларов, которая позволила компаниям продвигать приложения, связанные с использованием искусственного интеллекта.
Китай:
Концепция «умных судов» (Smart Courts’) была впервые предложена верховным судом Китая – Верховным народным судом (ВНС) в 2015–2016 годах. Эта стратегия модернизации судов посредством внедрения ИКТ, облачных технологий и искусственного интеллекта была частью плана реформирования судебной системы, направленного на повышение эффективности, прозрачности и борьбы с коррупцией, а также восстановление доверия общественности к судебной системе.
«Умные суды» представляют собой многоуровневую систему, которая охватывает все этапы процесса разрешения споров, от онлайн-медиации, судебных слушаний, вынесения решения и исполнительного производства. Процесс прост: иск может быть заполнен либо сторонами в судебном процессе, либо юристами, обработка осуществляется посредством текстового сообщения, факса, электронной почты или через мессенджер WeChat, и все доказательства могут быть загружены онлайн в текстовой, видео или аудиоформе. Истцы и представители получают уведомление о статусе и ходе рассмотрения их дела, а также могут отслеживать его и получать судебное решение в режиме онлайн. Онлайн-суды позволили судебной системе справиться с растущей нагрузкой на них.
Самыми продвинутыми онлайн-судами в Китае являются три интернет-суда в Ханчжоу, Пекине и Гуанчжоу, созданные в 2017–2018 годах. Их юрисдикция охватывает споры, связанные с интернетом, возникающие в результате электронной коммерции, включая нарушение личных и имущественных прав, а также споры об ответственности за качество продукции. Поскольку они являются первыми судами, проводившими судебный процесс в интернете, политики часто используют их в качестве испытательной площадки для новых методов и инноваций, которые затем принимаются местными судами.
Для поддержки судебных разбирательств в онлайне суд Пекина выпустил в феврале 2019 года подробный протокол из 26 процедур судебных слушаний онлайн, в котором содержатся правила по вопросам, касающимся онлайн-идентификации, аутентификации слушаний в видеозалах.
Централизация управления делами также играет ключевую роль в судебной системе Китая, поскольку все суды (3 520 судов, 9 277 трибуналов и 39 морских судов) подключены к единой базе данных, которая постоянно пополняется поступающими делами и данными.
В заключение, приведенные выше примеры показывают, что все ИТ-решения, связанные с судебным разбирательством, были разработаны и адаптированы к конкретным потребностям определенной юрисдикции. В случае Канады CTR был создан, чтобы предложить гибкое и доступное решение споров. В Эстонии E-File и KIS были разработаны, чтобы предложить единое централизованное решение как для сторон/практикующих юристов, так и для судов всех уровней, и вписываются в общую концепцию электронной Эстонии. В Австралии онлайн-суд NWS был разработан для упрощения процессов обработки предварительных решений, сокращая время и затраты, связанные с личной явкой в суд.
Хотя сторонники онлайн-судов очень громко заявляют об их преимуществах, следует помнить о возможных проблемах, которые вызывают такие решения. В частности, развитие и использование онлайн-судов поднимает вопросы о принципе равенства сторон и праве на справедливое судебное разбирательство, компьютерной неграмотности, доступе к Интернету и технологиям, конфиденциальности и защите данных, кибербезопасности и установлению личности сторон и их представителей.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Youtube «Право ТВ», чтобы быть в курсе самых важных событий.