Как известно, осенью Верховная Рада планирует принять закон о деолигархизации. На данный момент законопроект Владимира Зеленского 5599 уже прошел первое чтение, и к нему подаются поправки.
Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков и первый вице-спикер Руслан Стефанчук в эфире канала «Украина 24» рассказали, почему этим законопроектом власть не ограничится и какие могут быть поправки к нему.
Кроме того, по мнению Разумкова, необходимо расширить перечень лиц, которые должны декларировать встречи, «поскольку очень часто встречи происходят через посредников».
«Будет целый перечень законопроектов, которые нужно принять, в первую очередь, если мы говорим о влиянии денег на власть или власти на деньги в плохом смысле этого слова. Это законы, связанные с борьбой с коррупцией. Поскольку кто-то за это что-то получает, кто-то предает те обещания, с которыми он шел во власть.
Сегодня у нас достаточно серьезная антикоррупционная система – это и НАБУ, и НАПК, и САП, и Высший антикоррупционный суд, и много других институтов, которые сегодня занимаются борьбой с коррупцией. Верховная Рада в этом плане их обеспечила всем необходимым инструментарием, которые они просили, чтобы проводить реформы», - отметил Разумков.
«Второй вопрос – это лоббизм. К сожалению, в Украине это связано с негативным контекстом. Но фактически эта система существует и в Европейском союзе, и в США. И это прозрачные и понятные отношения между бизнесом и властью.
Это происходит путем заключения контрактов лоббистами, которые сотрудничают с властью, и с бизнесом. Тогда мы понимаем, кто является конечным бенефициаром тех или иных решений. Это снимает вопрос коррупции и делает отношения понятными для общества, почему ты поддерживаешь или не поддерживаешь тот или иной законопроект. Этого точно не надо стесняться», - заявил спикер.
Также он отметил важность прозрачного фиксирования встреч власти с бизнесом.
«Еще одним элементом деолигархизации является антитрастовое законодательство. Такого плана, как оно функционирует в США. А переводя на украинский язык, это антимонопольное законодательство, которое может выполнять функции борьбы с естественными и неестественными монополиями.
Выполнение этих законов позволит изменить ситуацию», - считает Дмитрий Разумков.
Со своей стороны Руслан Стефанчук подтвердил, что стоит ожидать дальнейших инициатив в направлении деолигархизации.
«Этот закон касается лиц, которые имеют значительные активы и влияют на несколько основных сфер. В первую очередь это сфера политики, вторая – масс-медиа, и третье – это монопольное влияние на экономику. И именно по этим трем направлениям будет ограничиваться влияние.
Когда мы говорим про закон о деолигархизации, это только первый законопроект, который создает общие законодательные условия. Определяет, кто такой олигарх, что он и его окружение должны становиться публичными – декларировать свои активы, свои встречи. Но это только первый шаг.
Я отметил три направления, по которым будут отдельные законопроекты.
Если взять политический аспект, то тут будут законопроекты, связанные с политическим лоббизмом. И они будут направлены на то, что олигарх должен прекратить влияние на политику путем содержания карманных партий, финансирования рынка политических партий, скупки и перекупки тех или иных политиков.
Второе направление касается масс-медиа. И понятно, что тут будет ряд ограничений, связанных с антимонопольным влиянием на те или иные СМИ. СМИ должны перестать быть пропагандистскими машинами.
Третье направление, которое касается антимонопольного блока, тут будет ряд антитрастовых законопроектов», - заявил Стефанчук.
Будут ли расширять круг
Что касается поправок, то Дмитрий Разумков считает, что необходимо определить иной орган, ответственный за включение в перечень олигархов.
«В предложенном законопроекте таким органом является СНБО. На мой взгляд, как члена СНБО, тут имеется конфликт интересов. Поскольку мы только что проговорили, что представители бизнеса контактируют с представителями власти. И решение о включении в такой перечень олигархов должны принимать не те же представители власти, с которыми может контактировать бизнес.
Во-вторых, если мы говорим об СНБО, там не исключительный перечень лиц, которые могут входить в СНБО. Он может уменьшаться или увеличиваться, что также будет влиять на результаты принятия решений.
Есть и конфликт интересов, который мы не можем допустить.
Поэтому, на мой взгляд, это должна быть независимая комиссия, соответствующие правки я также подавал, которая может действовать при Национальном агентстве по предотвращению коррупции. Она формируется на конкурсной основе, является независимой, общественной, может, не будет требовать дополнительных средств, а организационный процесс будет обеспечивать фактически НАПК. Это снимет любые вопросы, почему тот попал, а тот не попал в перечень олигархов», - отметил он.
«Относительно декларирования встреч, я считаю, что это нормально и правильно, такое должно быть.
Но закон должен работать и после смены президента, поскольку он рассчитан на 10 лет.
И перечень лиц, которые должны декларировать такие встречи нужно расширить. Поскольку очень часто встречи происходят через посредников, которых также нужно обязать декларировать встречи», - отметил Разумков.
По его словам, возможно, стоило бы расширить критерии, по которым можно попасть в «список олигархов». «Но я лично не подавал такие поправки, чтобы процесс не затягивался с этим законопроектом», - отметил он.
Всего, по его словам, к законопроекту Зеленского подано уже около 1230 поправок.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.