С воплощением идеи великой налоговой амнистии, по которой украинцам рекомендуют отнести все наличные средства в банк и уплатить за это 5% государству, может возникнуть проблема.
«На часах 22 июля 2021 года, одноразовое декларирование должно быть запущено с 1 сентября, и тут неожиданно оказывается, что у нас немного не хватает данных и Нацдержслужбе нужно за месяц с небольшим сделать реестр всех лиц, которые когда-либо от начала исторического материализма и до 2016 года подавали декларации. Планирование – наша сильная национальная черта все-таки», - посетовала народный депутат Ольга Василевская-Смаглюк.
Впрочем, неясно, кто в данном случае виноват, ведь занимался законопроектом 5153 о налоговой амнистии именно Комитет Даниила Гетманцева по налоговой политике, куда и входит г-жа Василевская-Смаглюк.
Дело в том, что Национальный банк Украины направил председателю Национального агентства Украины по вопросам государственной службы Наталье Алюшиной (с копией Офису Президента Украины и Комитету Гетманцева) письмо «Об обеспечении требований законодательства Украины по вопросам налоговой амнистии».
В нем сказано следующее.
«В связи с принятием 15.06.2021 Верховной Радой Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышение налоговой культуры граждан путем введения единовременного (специального) добровольного декларирования физическими лицам принадлежащих им активов и уплаты одноразового сбора в бюджет» (далее – Закон) 25.06.2021 была проведена встреча с участием представителей Офиса Президента Украины, Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и Национального банка Украины.
По результатам этой встречи Национальный банк обращается в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы (НАГС) для решения вопроса о взаимодействии с банками при реализации норм Закона.
Законом предусмотрено, что для целей однократного (специального) добровольного декларирования декларант должен разместить средства в национальной и иностранной валютах в наличной форме и/или банковских металлах на текущих счетах со специальным режимом использования в банках Украины до подачи одноразовой (специальной) добровольного декларации.
В то же время, согласно нормам Закона (о налоговой амнистии – прим. ред.), определенные лица не могут быть декларантами в рамках однократного (специального) добровольного декларирования (согласно подразделу 9-4 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса).
Для ограничения рисков того, что специальные счета будут использоваться неправомерно, банки должны иметь инструменты для проверки соответствующей информации.
Учитывая, что в Законе отсутствуют механизмы проверки предоставления декларантом декларации в соответствии с законами, которые определяют или определяли правовые и организационные основы в сфере предотвращения коррупции, банкам Украины необходима информация о перечне лиц, которые ранее подавали такие декларации.
В связи с тем, что Единый государственный реестр деклараций содержит данные в электронном виде начиная с 2016 года, Национальный банк считает необходимым создание НАГС перечня должностей субъектов декларирования, которые обязаны (были обязаны) подавать декларацию в соответствии с законодательства по вопросам предотвращения коррупции.
Альтернативным способом установления банками такой информации может быть обеспечение возможности оперативного получения банками информации на их запросы, адресованные НАГС. Национальный банк, в свою очередь, готов присоединиться к обсуждению деталей для решения этого вопроса. Просим сообщить о принятом НАГС решении и определиться с датой встречи по вопросам, изложенным в этом письме», - сказано в письме НБУ.
Напомним, что 16 июля Владимир Зеленский подписал закон о налоговой амнистии. Ранее эти законопроекты (5153, 5156) были приняты как законы. Главным идеологом тут выступает член команды Зеленского, глава налогового Комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев
«Із задекларованих активів громадянин повинен буде сплатити збір, зокрема 5% щодо валютних цінностей на рахунках у банках в Україні, а також інших активів, що знаходяться (зареєстровані) в Україні; 9% щодо валютних цінностей на рахунках в іноземних фінансових установах, а також з інших активів, що знаходяться за кордоном; 2,5% щодо номінальної вартості державних облігацій України, придбаних декларантом у період з 1 вересня 2021 року до 31 серпня 2022 року.
Якщо громадянин сплатить усі необхідні збори, держава гарантуватиме йому звільнення від відповідальності за порушення податкового, валютного законодавства», - заявляет Офис Президента по этому поводу.
А если не уплатит, то не будет гарантировать – подразумевает закон.
Дело в том, что в законе о налоговой амнистии содержится норма, согласно которой, даже если вы не подадите так называемую «нулевую декларацию», императивно будет считаться, что вы уже сообщили налоговой, что не имеете активов в размере большем, чем предусмотрено законом.
Т. е. что касается законности приобретения всего, что больше указанных выше нормативов, то тут могут возникнуть вопросы у налоговой. А также если в дальнейшем вам вдруг захочется купить что-то дороже по стоимости, чем 400 тысяч грн.
Также согласно подписанному Зеленским закону в течение 9 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона Кабмин обязан будет разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц.
Кроме того, законом нивелируется принцип презумпции правомерности сделки. Ведь придется подтверждать происхождение средств каждый раз, когда сделку заключают «неамнистированные», т. е. не подавшие декларацию граждане.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.