13 июля Верховная Рада приняла закон 3711-д об отборе нового состава Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) с участием международных экспертов.
Роль международных экспертов была предметом наиболее горячих дискуссий. «Большая семерка» (G7), Венецианская комиссия и др. партнеры Украины настаивали на том, чтобы такая роль была решающей.
Напомним, что именно ВККС вверено проводить квалификационное оценивание судей и отбор новых судей. Соответственно, депутаты в своих возражениях говорили об ущемлении суверенитета Украины и независимости украинской судебной власти.
Впрочем, в итоге «международникам» дали решающую роль. Однако закон предусматривает организационные процедуры, предшествующие формированию самой ВККС.
Для начала нужно создать Конкурсную комиссию, которая и будет выбирать будущих членов ВККС.
Первый состав Конкурсной комиссии формируется из 3 человек из числа судей или судей в отставке, предложенных Радой судей Украины, и 3 лиц, предложенных международными организациями. Такие международные и иностранные организации согласовывают предложение общего списка кандидатов.
И тут согласно закону нужно понять, какие именно международные организации соответствуют установленным критериям. Установить четкий перечень субъектов должно Министерство иностранных дел:
«Перелік міжнародних та іноземних організацій, які відповідно до міжнародних або міждержавних угод протягом останніх п’яти років надають Україні міжнародну технічну допомогу у сфері судової реформи та/або запобігання і протидії корупції, формується Міністерством закордонних справ України та надсилається до Вищої ради правосуддя протягом п’яти днів з дня набрання чинності Законом».
И уже затем председатель Высшего совета правосудия или и. о. главы ВСП обращается к субъектам формирования Конкурсной комиссии по представлению кандидатур в ее состав не позднее следующего рабочего дня со дня получения перечня международных и иностранных организаций.
То есть МИДу также отводится в этом процессе немаловажная роль.
Вместе с тем, в МИД не владеют информацией о перечне таких организаций. Об этом стало известно «Судебно-юридической газете» из ответа МИД на наш запрос.
«МЗС України не є розпорядником інформації стосовно «переліку міжнародних та іноземних організацій, які відповідно до міжнародних або міждержавних угод протягом останніх п’яти років надають Україні міжнародну технічну допомогу у сфері судової реформи та/або запобігання і протидії корупції», - сказано в ответе МИД.
Хотя закон о доступе к публичной информации и предусматривает, что субъект, которому адресован запрос, обязан переслать его надлежащему субъекту, однако в МИД просто «посоветовали» обратиться в секретариат КМУ.
Также там добавили, что МИД не было получателем международной технической помощи.
Тут стоит напомнить, что в 2019 году, когда ВККС пытались сформировать по закону Зеленского №193 (неуспешно), МИД в ответ на наш запрос такой список предоставил.
Так, как сообщили в 2019 году на запрос «Судебно-юридической газеты» в Министерстве иностранных дел, по состоянию на 26 декабря 2019 года соответствующий список организаций, составлял 12 организаций. Это были:
Евроюст
Интерпол
Европол
Европейские партнеры против коррупции (EPAC)
Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF)
Европейский банк реконструкции и развития (EBRD)
Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL)
Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO)
Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC)
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)
Международная группа по противодействию отмывания денег (FATF)
Всемирный банк
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.