Штрафные санкции в размере 51 тысяча грн, по словам парламентариев, будут ждать отправителей грузов и бухгалтеров предприятий в случае нарушения нового закона о габаритно-весовом контроле.
Так, 29 июня Верховная Рада приняла в целом как закон законопроект 3743 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля».
Обсуждение поправок ко второму чтению было более чем горячим.
Так, народный депутат Александра Устинова («Голос») отметила, что этот «законопроект вводит нереальные штрафы».
«Вам сейчас рассказывают, что это будет происходить в автоматическом режиме, но это не так. Поскольку после того, как происходит автоматическая фиксация, штраф попадает в специальный центр, где вручную инспектор решает, отправлять ли этот штраф. Учитывая то, что эти штрафы будут в 51 тысячу, я уже вижу, как будут решать, чьи перевозчики заплатят штрафы, а чьи – нет», - отметила она.
Юлия Клименко («Голос») подчеркнула, что «этим законопроектом предусматриваются драконовские штрафы для сельского бухгалтера, который случайно неправильно заполнил ТТН-ку (товарно-транспортную накладную) в 51 тысячу грн». «Как малые и средние предприятия должны работать? Это просто дополнительная коррупционная кормушка», - добавила она.
Также она подчеркнула, что вместо ответственности за превышение нагрузки на дороги для перевозчиков этот законопроект увеличивает штрафы за «бумажки», т. е. изменения не соответствуют цели законопроекта.
Народный депутат Владимир Арешонков («Доверие») отметил, что, учитывая возможные погрешности, связанные с оборудованием для измерения веса или характером товаров, которые перевозятся, незначительное превышение габаритных норм не должно приводить к серьезным последствиям (как это прописано в последнем варианте проекта).
«Изначально в законопроекте предлагалось не штрафовать, что если до 2% превышение груза, а он может быть или с превышением влажности, если это зерновые, или может иметь место несовершенство весовых устройств», - отметил он.
Также он привел в пример ситуацию, когда на полях во время сбора урожая нет возможности точно взвесить груз. «Аграрии попросту не смогут внести фактическую информацию о весе груза в поле, а штрафные санкции – 51 тысяча грн. Необходимо уменьшить штрафные санкции», - добавил он.
Народный депутат Вадим Ивченко («Батькивщина») отметил несоразмерность ответственности грузоотправителя и перевозчика в данном законе.
«Если грузоотправитель отправил груз с нормальным весом, а водитель по ходу движения добавил себе что-то, то отправителю придется платить 51 тысячу, а водителю – 5, 10, 15%. Должна быть соразмерная ответственность.
Этот проект усложнит работу во время сбора урожая для сельхозпроизводителей. Я понимаю, что мы должны беспокоиться о нашем дорожном покрытии. Но нельзя за одно и то же нарушение накладывать разные штрафы», - подчеркнул он.
«Если до 5% будет превышение груза, то грузоотправитель будет оштрафован на 51 тысячу, а перевозчик – на 0. Если от 5% до 10% - грузоотправитель на 51 тысячу, а перевозчик – на 8500. Если от 10% - то грузоотправитель на 51 000, а перевозчик – на 17 000», - добавил депутат.
Примечательно, что народные депутаты Устинова и Клименко рассказали о поправках, которых якобы не было в тексте законопроекта, за который голосовал Комитет.
«В 11 утра сегодня были совсем другие правки. Затем были внесены дополнительные правки», - отметила Устинова.
Новые обязанности для водителей
В Главном юридическом управлении Верховной Рады отметили, что электронная таблица от Комитета поступила в ГЮУ 29 июня 2021, т. е. в день принятия закона Радой.
В частности, ГЮУ отмечает, что проектом предлагается путем изложения ч. 2 статьи 122-2 Кодекса об админправонарушениях в новой редакции установить административную ответственность за невыполнение требований уполномоченного должностного лица центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте, об остановке транспортного средства.
«В такой редакции водители всех транспортных средств обязаны останавливаться по требованию должностного лица центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте.
Однако это не согласуется с положениями Закона Украины «Об автомобильном транспорте», - отмечает ГЮУ.
Проектом предлагается дополнить статью 132-1 КоАП новой частью третьей, установив ответственность, в частности, за уклонение или отказ от прохождения габаритно-весового контроля.
«Однако, учитывая указанные признаки объективной стороны такого правонарушения, представляется невозможным зафиксировать обстоятельства, которые будут указывать на наличие его признаков, без проведения соответствующих следственных действий в связи с отсутствием в КоАП института административного расследования.
Кроме того, учитывая изменения в статью 143, согласно которым указанные нарушения будут фиксироваться с помощью средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе в автоматическом режиме, не определен способ, каким могут быть зафиксированы такие нарушения как уклонение или отказ от прохождения габаритно-весового контроля», - отмечает ГЮУ.
Кроме того, отмечают в управлении, законопроект предусматривает основания для освобождения от ответственности. Таким основанием является наличие разрешения на проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.
Однако не определен субъект, у которого должно быть такое разрешение.
Ошибки в ТТН
Редакцией новой статьи 132-2 Кодекса предлагается установить ответственность за нарушение требований оформления и внесения сведений в товарно-транспортную накладную или другие определенные законодательством документы на груз.
«Предложенная редакция статьи изложена таким образом, который делает невозможным установление перечня действий, за совершение которых должна наступать административная ответственность.
Кроме того, следует отметить, что согласно законопроекту нарушения, предусмотренные в указанной статье, не будут фиксироваться с помощью средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе в автоматическом режиме (поскольку проектом не внесены изменения в статью 143 Кодекса), но такие дела будут рассматриваться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые фиксируются в автоматическом режиме (изменения в статьи 249, 258, 279-5 и другие)», - подчеркивают в Главном юруправлении Верховной Рады.
«Также следует отметить, что в проекте не решен вопрос о том, на основании каких материалов (доказательств) будут рассматриваться дела о таких нарушениях, что может привести к трудностям при применении такой статьи на практике», - добавили там.
Новые полномочия службе безопасности на транспорте
Изменениями в статью 229 Кодекса расширяется перечень административных нарушений, дела о совершении которых будут рассматриваться соответствующими лицами центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте.
«Несмотря на то, что таким правом Государственная служба Украины по безопасности на транспорте обладает в соответствии с подпунктом 29 пункта 5 Положения о государственной службе Украины по безопасности на транспорте, утвержденным постановлением КМУ от 11 февраля 2015 года № 103, предложенные положения законопроекта не учитывают требований части второй статьи 19 Конституции Украины, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины», - отмечает ГЮУ.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.