Министр цифровой трансформации Михаил Федоров утверждает, что в скором времени штамп о месте регистрации и приложение к пластиковому паспорту с такой информацией отменят. Также Президент Украины Владимир Зеленский на недавнем форуме заявил, что с 24 августа Украина вступит в режим paperless.
«24 августа этого, 2021-го, года Украина войдет в режим paperless, как мы и обещали. Никаких бумаг для государственных органов. Никто не сможет требовать от гражданина Украины бумажки или любые справки для предоставления государственных услуг. Мы сделаем все, чтобы государство без бумаги было действительно не на бумаге», - сказал Зеленский 17 мая. Итак, о чем речь?
Когда заработает закон о цифровом паспорте
На данный момент уже принят и подписан Президентом Зеленским Закон 1368-IX «О внесении изменений в Закон Украины« О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» (законопроект 4355).
По сути, этим законом вводится еще один, новый вид паспорта – цифровой, пользоваться которым можно с помощью «Дії».
Согласно официально озвученному Министерством цифровой трансформации Украины заявлению, с 23 августа 2021 каждая организация будет принимать цифровые паспорта в «Дії».
На самом деле Кабмин уже ранее урегулировал данный вопрос, но в рамках экспериментального проекта. Соответствующее постановление КМУ «О реализации экспериментального проекта по применению отражения в электронном виде информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины в форме карточки, и отражение в электронном виде информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины для выезда за границу» № 278 было принято более года назад – 15 апреля 2020-го. Теперь же вопрос решили урегулировать на уровне закона.
Так, согласно новому закону с 23 августа в Украине вводится «е-паспорт» - это паспорт гражданина Украины в форме электронного отображения информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины в форме карточки, оформленном средствами Реестра, вместе с уникальным электронным идентификатором (QR-кодом, штрих-кодом, цифровым кодом), а также информации о месте проживания (при наличии). То есть это будет своеобразная копия паспорта в смартфоне (Дії). Аналогично, дается определение е-паспорту для выезда за границу.
Такой е-паспорт будет формироваться по желанию лица, которое уже имеет паспорт гражданина Украины в форме карточки или паспорт гражданина Украины для выезда за границу, которые были оформлены с применением средств Единого демографического реестра.
То есть у лица должна быть ID-карта, при этом цифровой паспорт как бы не вытесняет основной документ, а просто расширяет возможности. В частности, е-паспорт будет использоваться на территории Украины для удостоверения лица и подтверждения гражданства, предоставления административных и других услуг.
При этом е-паспорт и е-паспорт для выезда за границу не используются в случае:
1) пересечения государственной границы Украины, кроме случаев необходимости подтверждения личности гражданина Украины при въезде в Украину;
2) въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее;
3) въезда, пребывания, проживания или передвижения в пределах пограничной полосы, выхода в территориальное море и внутренние воды Украины.
Впрочем, тут же в новом законе указано, что «е-паспорт и е-паспорт для выезда за границу предъявляются лицом вместо и без дополнительного предъявления паспорта гражданина Украины, паспорта гражданина Украины для выезда за границу, документов (сведений, данных) о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика, и о месте проживания».
«Электронные копии е-паспорта и е-паспорта для выезда за границу могут подаваться и применяться в тех же случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление и применение копий паспорта гражданина Украины, паспорта гражданина Украины для выезда за границу».
Также прописано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица обязаны обеспечить проверку е-паспорта и е-паспорта для выезда за границу, предъявляемых гражданами Украины. Обработка персональных данных, в том числе передача информации о лице из Реестра, осуществляется средствами Единого государственного веб-портала электронных услуг.
Впрочем, из текста закона абсолютно неясно, каким образом будет осуществляться проверка такого е-паспорта «юридическими и физическими лицами». Этот вопрос должен разъяснить Кабмин.
Е-паспорт и е-паспорт для выезда за границу формируются бесплатно средствами Единого государственного веб-портала электронных услуг.
Для формирования е-паспорта и е-паспорта для выезда за границу используются сведения, переданные в Единый государственный веб-портал электронных услуг в соответствии с требованиями законодательства Украины (кроме оцифрованных отпечатков пальцев рук человека) из Реестра и автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и банков данных, держателями (администраторами) которых являются государственные органы, органы местного самоуправления.
Порядок формирования е-паспорта и е-паспорта для выезда за границу, их электронных копий и их проверки органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами определяется Кабинетом Министров Украины.
Итак, это своеобразный первый шаг законодателя в рамках стимулирования граждан к переходу на цифровую идентификацию.
Место проживания будем указывать по-новому
Далее планируется принять закон, которым урегулировать вопрос регистрации места проживания. На данный момент, по словам Минцифры, услуга уже доступна в рамках, опять-таки, экспериментального проекта. И урегулирована постановлением Кабмина № 423 от 28 апреля 2021 года.
«В Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который позволит изменить место регистрации онлайн. Услугой могут пользоваться как владельцы паспортов-книжечек, так и ID-карт.
Согласно законопроекту штампы в паспорте и выписки из ID-карты о прописке будут отменены. Вместо того, чтобы идти в ЦНАП или военкомат, достаточно будет авторизоваться в приложении Дія или на портале и сделать несколько кликов.
Новый законопроект сделает изменение места регистрации декларативным. На портале Дія нужно будет только указать адрес, по которому фактически проживает человек.
Те, у кого уже есть недвижимость, получат прописку за сутки. Для декларирования места жительства в другом месте (например, в квартире арендодателя) нужно будет его согласие, которое он тоже может дать онлайн», - сообщает Минцифра.
«Найпопулярніша держпослуга в Україні — реєстрація місця проживання — буде доступна онлайн у Дії для власників паспортів-книжечок. У ВРУ зареєстрований відповідний законопроєкт → http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=71838.
Після ухвалення законопроєкту послуга буде доступна усім українцям — незалежно від того, який паспорт вони мають, — паперовий або ID-картку. Крім того, ми хочемо скасувати штамп у паспорті про реєстрацію місця проживання, а також відв’язати прописку від багатьох життєвих ситуацій, де вона справді не є потрібною», - отметил Михаил Федоров на своей странице.
Речь идет о зарегистрированном на сайте парламента 5 мая законопроекте 5463 о декларировании места проживания, которым внедряется новый порядок идентификации граждан.
Этим проектом вводится новое понятие – декларирование места жительства (пребывания) – это сообщение лицом органу регистрации адреса своего места жительства (пребывания) с последующим внесением такой информации в реестр территориальной общины.
Процессы обмена информацией будут происходить в рамках межведомственного электронного взаимодействия – обмена информацией, который осуществляется между реестрами территориальных общин, ведомственной информационной системой центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере регистрации физических лиц, Единым государственным демографическим реестром, единой информационной системой МВД и другими информационно-телекоммуникационными системами.
Впрочем, тут возникает вопрос о том, какие именно должностные лица будут иметь доступ к информации о месте проживания лица и как это соотносится с обеспечением сохранности персональных данных.
Что будет с паспортами старого образца
Еще один шаг – это окончательно убрать из законодательства возможность выдачи паспортов-книжечек.
Так, комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 19 мая рекомендовал к принятию за основу законопроект №3986, по которому в Украине окончательно прекратится оборот паспортов старого образца.
Что ждать от этого проекта гражданам, в ходе Комитета рассказал глава Государственной миграционной службы Максим Соколюк.
«У нас действует закон о Едином демографическом реестре, где установлено, что паспорт гражданина Украины изготавливается в форме книжечки. И у нас есть старое постановление Верховной Рады 1992 года, которое еще действует, о паспорте-книжечке старого образца. Это создает коллизию, хотя мы выдали уже более 6 млн новых ID-карт. У нас есть судебное решение (очевидно, речь идет о решении Верховного Суда – прим. ред.). Понятно, что вследствие коллизии оно было принято. 3000 людей получили такие паспорта старого образца по судебным решениям в 2019-2020 годах. Но они уже заканчиваются. Нужно уже забыть о выдаче старых паспортов», - отметил глава Государственной миграционной службы Максим Соколюк.
Он добавил, что те паспорта-книжечки, которые есть у людей на руках, продолжают действовать.
«Мы не хотим скопления людей, чтобы были заявления, что старые паспорта отменены. Нет. Отменена только выдача. Но при достижении 25 или 45 лет людям будут выданы новые ID-карты», - подчеркнул глава ГМС.
«Сейчас в реестре почти 20 млн граждан Украины. Впереди еще 24 млн. Мы хотим прекратить вклейку фотографии в 25 и 45 лет. Те паспорта, которые являются действующими, обмениваются постепенно, если паспорт поврежден, лицо меняет фамилию и прочее», - добавил Максим Соколюк.
Таким образом, рано или поздно, но информация обо всех гражданах Украины будет в электронных реестрах, что упростит государству учет и анализ информации о населении Украины. В том числе, информации о том, какие социальные выплаты вам полагаются, какое у вас имущество, платите ли вы налоги и так далее.
К примеру, как ранее сообщала «Судебно-юридическая газета», информацию о недвижимости каждого человека «привяжут» к его профилю, в том числе, в налоговой. Также, подписать документы в «Діє» можно будет, просто помотав головой перед экраном смартфона. При этом приложение сохранит – конечно же, «только персонально для вас», все данные о когда-либо подписанных вами документах.
Впрочем, тут остаются открытыми вопросы о сохранности данных лица, о персональных данных и невмешательстве в частную жизнь. Хотя, сейчас они выглядят второстепенными по сравнению с теми широкими возможностями, которые открываются вследствие цифровизации для государства.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.