«Судебно-юридическая газета», продолжает анализировать проект Закона «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении» № 2683 от 27.12.2019 года. С первой частью материала вы можете ознакомиться, перейдя по следующей гиперссылке.
Как, наверное, вспомнят многие граждане, «пенсионная реформа» в Украине анонсировалась не единожды. Однако при ближайшем рассмотрении оказывалось, что речь идет не о каких-то фундаментальных изменениях в самой системе общеобязательного социального страхования, а, как правило, о поднятии возраста для выхода на пенсию, возможности «докупить страховой стаж» и т.д.
Напоминаем, что на сегодняшний день граждан, которые заключили договоры по накопительному пенсионному страхованию, в нашей стране около 1 миллиона человек. Несмотря на банковский кризис 2014-2017 года, боевые действия на Востоке страны, пандемию, они не побоялись заключить подобные договоры и регулярно отчисляют свои честно заработанные финансовые средства по накопительной пенсионной программе.
Суть законопроекта о накопительной пенсионной системе
По словам авторов законопроекта, целью разработки законопроекта № 2683 является законодательное закрепление обязательного участия в системе накопительного пенсионного обеспечения всех категорий работающих лиц до достижения ими пенсионного возраста и привлечения работодателей к уплате пенсионных взносов на паритетных началах.
Организационно-технические аспекты работы накопительной системы
Законопроект предлагает комбинированную модель функционирования системы накопительного пенсионного обеспечения, которая предусматривает аккумулирование взносов в Пенсионном казначействе, привлечение Центрального администратора для удешевления и консолидации услуг по администрированию персонифицированных счетов участников Пенсионного казначейства, а также в негосударственных пенсионных фондах, допущенных к деятельности во втором уровне пенсионной системы путем авторизации.
Управление активами средств Пенсионного казначейства будет осуществляться компаниями по управлению активами, допущенными к деятельности во втором уровне пенсионной системы путем авторизации.
Предполагается, что хранение активов Пенсионного казначейства осуществляться банками-хранителями, допущенными к деятельности во втором уровне пенсионной системы путем авторизации.
Авторизация компаний по управлению активами, хранителей, негосударственных пенсионных фондов, администраторов и страховых компаний будет осуществляться путем включения их в Реестр авторизованных субъектов системы накопительного пенсионного обеспечения при условии соответствия таких субъектов установленным законом требованиям.
При этом свой выбор участник системы осуществляет в электронном кабинете участника системы на сайте Центрального администратора или подает заявление установленного образца в органы Центрального администратора.
Предполагается, что взносы участников системы, которые не определились со своим выбором, подлежат автоматическому распределению между пенсионными портфелями, управление активами которых осуществляется авторизованными компаниями по управлению активами, с которыми Радой Пенсионного казначейства заключены соответствующие договоры.
Государственным регулятором системы накопительного пенсионного страхования, по мнению авторов законопроекта, должна будет стать Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.
Операторами системы, то есть организациями, имеющими право привлекать средства граждан – участников системы, смогут стать пенсионные фонды, банковские учреждения, а также страховые организации, заключившие договоры страхования пожизненной пенсии с участниками фонда, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда. Главными требованиями к пенсионному фонду, в который граждане будут перечислять средства в рамках накопительной пенсионной программы, является требование обладать капиталом, составляющим не менее 25 миллионов гривен, а также иметь опыт управления инвестициями не менее 5 лет.
Права и обязанности граждан – участников накопительной системы
В случае принятия законопроекта № 2683, исходя из логики законодателя, вроде бы для работающих граждан Украины можно увидеть только плюсы. Такой вывод можно сделать, потому как работодатель обязан заплатить за гражданина единый социальный взнос в размере 2 %, да ещё и гражданин будет должен вносить в накопительный фонд своей будущей пенсии 1 % от своей заработной платы.
Кроме того, работодатель будет обязан пропорционально дополнять взносы работника собственными взносами в размере до 5% от суммы заработной платы такого работника. То есть, для каждого работающего, получающего «белую зарплату» гражданина, формируется как бы двойная финансовая подушка «на старость».
Законопроектом также предлагается установить, что средства накопительной системы являются собственностью участников системы (человек, из заработной платы которого осуществляются отчисления) в размере, аккумулированном на их индивидуальных накопительных пенсионных счетах, а в случае смерти лица право собственности на пенсионные сбережения переходят к его наследникам.
Не менее важным является вопрос о том, что участники системы будут иметь право на получение за счет средств системы накопительного пенсионного обеспечения единовременных выплат или ускоренных выплат в случае наступления в жизни гражданина форс-мажорных обстоятельств, например тяжёлой болезни.
В случае причинения вреда (ущерба) гражданам – участникам накопительной страховой пенсионной системы для нарушителей предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.
В следующей части нашего исследования мы планируем проанализировать возможные риски для граждан, связанные с возможным введением обязательного накопительного пенсионного страхования.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.