Ликвидация Государственной судебной администрации пока откладывается: многие суды еще не готовы взять ответственность на себя

09:02, 19 мая 2021
Что показывает обсуждение перспектив ликвидации судебной администрации.
Ликвидация Государственной судебной администрации пока откладывается: многие суды еще не готовы взять ответственность на себя
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Между Радой судей Украины, Государственной судебной администрацией и судами уже почти месяц проводятся консультации относительно перспектив ликвидации или глубокого реформирования структур Государственной судебной администрации и территориальных управлений ГСА.

Как стало известно «Судебно-юридической газете», данный процесс продвигается непросто, хотя, вероятно, будет длиться недолго и завершится уже в середине лета.

Одна из ключевых проблем, которая проявилась достаточно четко – это неготовность большинства председателей общих апелляционных и общих местных судов брать на себя ответственность и перенимать полномочия Государственной судебной администрации в сфере обеспечения потребностей судов первой инстанции.

«Как выяснилось, одно дело критиковать работу ГСА на Съезде судей, в Facebook и собраниях судей и совсем другое дело – брать на себя ответственность за финансирование сотен местных судов. Большинство глав как общих апелляционных, так и общих местных судов, при обсуждении деталей выдвигают или свои условия или же, вообще, просят оставить соответствующие функции за ГСА и не передавать им дополнительных полномочий», - рассказал «Судебно-юридической газете» один из членов Рады судей Украины, принимающий участие в обсуждении перспектив ГСА.

Что делать с Государственной судебной администрацией: варианты

По словам собеседников «Судебно-юридической газеты», в настоящее время обсуждаются следующие варианты, что дальше делать с Государственной судебной администрацией.

Вариант №1. Передать функции территориальных управлений ГСА в общие апелляционные суды.

То есть, предлагается, что именно апелляционные суды будут выступать распорядителями средств для местных общих судов, а значит заниматься их обеспечением всем необходимым – от Internet и почтовых марок до проведения ремонтов в судах и выполнением судебных решений по искам судей.

Однако, по словам собеседника «Судебно-юридической газеты», перспектива погрузиться в многочисленные проблемы местных судов, особенно в условиях и без того кризисного финансового обеспечения судебной власти, не сильно радует большинство глав апелляционных судов.

Кроме того, ряд председателей апелляций полагают, что распоряжение средствами городских и районных судов неизбежно приведет к конфликтам с районными судами, то есть к непростым ситуациям, которые периодически возникают между местными судами и ТУ ГСА. 

Отметим, что идея определения апелляционных судов распорядителями средств для местных судов встречает понимание далеко не во всех и местных судах. Некоторые председатели городских или районных судов опасаются, что при таком подходе они могут попасть в зависимость от руководителей апелляционных судов со всеми исходящими из этого последствиями.

«Некоторые главы местных судов говорят, что мало того, что апелляция «сносит» много решений их судов, так теперь еще и глава апелляции сможет лично или «в узком коллективе» решать, сколько и на какие нужды дать денег тому или иному суду. Местные суды боятся, чтобы не получилось так, что для получения надлежащего финансирования председателям районных судов придется устанавливать личные тесные контакты с главами апелляций. Соответственно, может получиться так, что одни председатели местных судов найдут общий язык с главами апелляций, а другие – нет, и, соответственно, будут получать меньше средств», - рассказал «Судебно-юридической газете» собеседник в РСУ.

Немногие, пока что, главы апелляционных судов, лояльно относящиеся к идее передачи функций ГСА в апелляции, в пользу своей позиции говорят, что если распределением денег для местных судов будут заниматься апелляционные суды, то это фактически сделает ТУ ГСА с их аппаратом не нужными. В уже существующие профильные отделы апелляционных судов достаточно будет добавить всего нескольких специалистов в сфере бухгалтерской деятельности, тендерных процедур и т.д.

Вариант №2. Передать возможность распоряжаться средствами в местные суды

Данный вариант поддерживает часть председателей больших районных и городских судов. Главы таких судов полагают, что смогут самостоятельно справиться с финансовым, административным и хозяйственным обеспечением вверенных им судов.

Впрочем, проблемой, как и в случае с апелляционными судами, является то, что не все председатели местных судов готовы погружаться в нюансы тендерных процедур, ремонтов, начисления премий аппарату суда и в перспективе еще и иметь проблемы с разного рода проверяющими и контролирующими органами.

Кроме того, при передаче финансирования в местные суды также встает вопрос расширения штата каждого районного или городского суда и доукомплектования его бухгалтерами и экономистами.

«Средняя численность сотрудников в ТУ ГСА разных областей составляет порядка 20 человек. При возложении функций финансирования местных судов на сами суды,  получается, что нужно расширить штат каждого местного суда как минимум на 3-4 человека. В итоге, получится, что вместо ТУ ГСА со штатом в 20 человек, в пока еще действующие местные суды нужно будет трудоустроить 60 и более человек в зависимости от области. Так в чем тогда прогнозируемая, вследствие ликвидации ТУ ГСА, экономия средств?», - отметил член Рады судей Украины.

Отдельная проблема – формирование бюджетных запросов на будущие годы. В настоящее время бюджетный запрос формирует ГСА, а затем передает его в Министерство финансов. Параллельно в дискуссиях о параметрах бюджета судебной власти могут принимать участие Рада судей Украины и Высший совет правосудия.

Однако достаточно сложно представить, как будет происходить формирование и дальнейшее обсуждение бюджетных запросов, поступающих в Министерство финансов от десятков апелляционных или сотен местных судов.

Вариант №3. Реформировать ГСА и оставить за ней функции распорядителя средств для местных судов.

Третий вариант, который пока имеет большинство сторонников среди глав как апелляционных, так и местных судов, заключается в необходимости реформирования системы ГСА, но все же с закреплением за ГСА функций распорядителя бюджетных средств для местных судов.

«Есть предложение сделать систему ГСА соответствующей требованиям времени. Как? Это вопрос больших дискуссий. Например, можно повысить прозрачность работы ГСА и подотчетность ее структур Раде судей Украины», - рассказал источник издания в РСУ.

Что дальше?

В Раде судей отмечают, что в 2022 – 2023 годах Украина, скорее всего, получит новую карту «оптимизированных», вследствие процесса децентрализации судов.

Это значит, что количество местных судов в стране значительно уменьшится – более чем вдвое.

В такой ситуации неизбежно возникнет вопрос и о перспективах, и формах дальнейшей деятельности территориальных управлений Государственной судебной администрации.

Пока что, как следует из позиции Рады судей Украины, в РСУ намерены провести консультации с местными и апелляционными судами всех областей. Это, по словам представителей РСУ, необходимо сделать для того, чтобы понимать, к какому варианту склоняются апелляционные и местные суды, и в какую сторону двигаться далее.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики